Ребенок - не взрослый в миниатюре, его организм обладает своеобразными анатомофизиологическими особенностями, претерпевающими характерные возрастные изменения в течение всего периода детства. Подходить к оценке тех или других особенностей детей с нормами, установленными для взрослых и лишь уменьшенными пропорционально возрасту обследуемого ребенка, его весу или росту, совершенно неправильно. Нельзя также говорить о "нормах" для детей вообще, без дифференцирования их в возрастном разрезе.
Так, например, частота пульса, дыхания, цифры кровяного давления, лейкоцитарная формула, показатели активности ферментов пищеварительного тракта и т. д., свойственные здоровым детям грудного возраста, должны расцениваться как явно патологические для детей более старших возрастов.
Количество (из расчета на каждый килограмм веса) основных пищевых ингредиентов - белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, необходимое для правильного роста и развития ребенка-школьника, явно недостаточно, а в отношении некоторых ингредиентов избыточно для детей первых месяцев жизни, получающих только грудное молоко. На одно и то же воздействие дети раннего возраста реагируют совершенно по-иному, чем дети более старшие.
Вот почему и дальнейшие научные достижения педиатрии, и успех практической работы каждого детского врача возможны лишь при условии оценки динамики анатомо-физиологических, реактивных и других особенностей здорового и больного ребенка в зависимости от его возраста.
Для облегчения такого дифференцированного подхода к ребенку целесообразно подразделить все детство на отдельные периоды, до известной степени различные между собой. Рядом авторов предложено много различных схем деления детского возраста па отдельные возрастные этапы. К сожалению, в основу многих из них положены случайные моменты, односторонне характеризующие ребенка, а поэтому и ценность этих схем очень невелика.
Научно обоснованное деление детства на отдельные периоды должно базироваться на характерной для каждого из них совокупности возрастных анатомо-физиологических признаков детского организма. Нам представляется наиболее обоснованным.
I. Период внутриутробного развития ("утробное детство").
-
Фаза эмбрионального развития (эмбрион).
-
Фаза плацентарного развития (плод).
Период новорожденности.
III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).
IV. Период молочных зубов.
-
Преддошкольный возраст (старший ясельный возраст).
-
Дошкольный возраст.
V. Период отрочества (младший школьный возраст).
VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).
Период от 0 до 3 лет
Период от 0 до 3 лет в настоящее время принято называть ранним возрастом.
Длительность периода внутриутробного развития плода (с момента импрегнации до момента рождения) обычно исчисляется в 10 лунных месяцев, хотя в действительности этот отрезок развития несколько меньше - в среднем около 270 дней. В этот период можно выделить две фазы - фазу эмбрионального развития, охватывающую первые 1,5-2 месяца, когда происходит формирование плода, и фазу плацентарного развития - с 3-го по 10-й месяц, характеризующуюся ростом плода.
Наиболее характерными чертами внутриутробного периода надо считать исключительно быстрый рост плода и питание за счет материнского организма.
На правильности развития, а следовательно, и полноценности будущего ребенка в значительной мере отражаются интоксикации, острые и хронические инфекции и другие заболевания матери, образ ее жизни, особенности питания, психические и физические нагрузки и прочие моменты, так или иначе влияющие на течение беременности и на внутриутробное развитие эмбриона и плода.
Отсюда вытекает вся важность так называемой аптенатальной охраны детства, которая практически в основном совпадает с охраной беременности.
В патологии утробного периода развития наибольшее значение имеет изучение этиологии и патогенеза дефектов развития плода, врожденных уродств, причин внутриутробной смерти плода и недонашивания. Для приближения к пониманию этих моментов необходимо тщательное изучение условий, в которых протекала беременность, возможных профессиональных вредностей и т. д.
Основанная на этом охрана, а в отдельных случаях и раннее (в период внутриутробного развития) лечение плода (сифилис) - единственно правильный путь для снижения мертворождаемости, слаборождаемости, недонашивания и т. д.
Период новорожденности
С момента отделения плода от матери, т. е. с момента перерезки пуповины, начинается первый этап внеутробного существования ребенка - период новорожденности. Длительность этого периода различные авторы определяют неодинаково. Он протекает индивидуально различно, и поэтому нельзя ограничивать его одним и тем же для всех новорожденных числом дней. Приблизительно через 21-2З недели внеутробной жизни ребенок выходит из периода новорожденности и вступает в период грудного возраста.
Для новорожденного прежде всего характерны состояния, отражающие процесс приспособления его к условиям внеутробного существования. К группе этих явлений относятся физиологический катар кожи с последующей десквамацией эпидермиса, мумификация и отпадение остатка пупочного канатика, заживление пупочной ранки, физиологическая убыль и последующее восстановление первоначального веса, гипотермия, желтуха новорожденных и т. д. Одновременно происходят и более глубокие изменения функций отдельных органов и сдвиги в обмене веществ. Так, с момента рождения начинается легочное дыхание, устанавливается внеутробное кровообращение, зародышевые пути циркуляции крови подвергаются обратному развитию, изменяются морфологические и физико-химические особенности крови, повышается основной обмен, закономерно колеблется активность внутриклеточных ферментов и т. д.
В период новорожденности все основные функции организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Из патологических состояний для этого периода прежде всего характерны последствия нарушений внутриутробного развития плода - уродства, дефекты развития, недоношенность и слаборожденность. Вторую большую группу болезненных проявлений у новорожденных составляют самые разнообразные родовые травмы и, наконец, третью группу - инфекции, врожденные и приобретенные (во время родов или вскоре после рождения). Из последней группы наибольшее практическое значение имеют поражения кожи, заболевания пупка, различные формы сепсиса, токсоплазмоза, листериоза и цитомегалии; врожденный сифилис, игравший ранее существенную роль в патологии новорожденных детей, в настоящее время встречается очень редко. В Украине ликвидированы природные очаги малярии, и, как правило, врожденную малярию в последнее время наблюдать не приходится. Врожденный туберкулез встречается крайне редко. Однако течение и особенности всех, даже редких в настоящее время, заболеваний педиатр должен знать, и забывать о них ни в коем случае нельзя.
В связи со своеобразием иммунобиологических особенностей новорожденных у них очень редко встречаются корь, скарлатина, краснуха и некоторые другие инфекционные заболевания; дифтерия, тифы, оспа протекают у детей периода новорожденности своеобразно и часто в абортивной форме. Эта повышенная устойчивость новорожденного ко многим инфекциям, по мнению большинства авторов, связана с пассивной передачей ребенку антител матери: через плаценту в период внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью.
В то же время по отношению к гноеродным микробам и к патогенным штаммам кишечной палочки новорожденные обнаруживают высокую чувствительность. В период новорожденности приходится наблюдать у детей и некоторые проявления функциональной недостаточности различных органов: так называемую физиологическую альбуминурию, мочекислый инфаркт, транзиторную лихорадку, "физиологическую диспепсию" и т. д.
Все эти особенности новорожденных детей в значительной мере зависят от морфологической незаконченности строения многих органов, что и объясняет относительное функциональное несовершенство их. Особенно сказывается незаконченность строения центральной и периферической нервной системы.
Процессы торможения резко преобладают над процессами возбуждения, легко возникают длительные тормозные состояния; несомненно, сказывается некоторое несовершенство рецепторов, хотя представление о полной нечувствительности ребенка ко всяким раздражениям, безусловно, неправильно. В период новорожденности у ребенка начинают вырабатываться первые условнорефлекторные связи с окружающей средой.
Грудной период
Период новорожденности переходит в следующий период детства - грудной, длительность которого определяется сроком необходимости хотя бы частичного кормления ребенка грудным молоком.
Время отлучения от груди, а следовательно, и длительность грудного периода надо рассматривать не как строго фиксированную и одинаковую для всех детей дату, определяемую паспортным возрастом, а как момент наступления известной функциональной зрелости ребенка, допускающей возможность перехода на так называемую общую диету. В большинстве случаев для доношенных и правильно развивающихся детей, находящихся в удовлетворительных условиях жизни, грудной период заканчивается к концу 1-го года внеутробной жизни.
Для грудного ребенка характерна некоторая относительная функциональная слабость органов, в частности пищеварительного аппарата. В первое время единственной пищей для ребенка является грудное молоко. Постепенно, с возрастом, активность ферментов пищеварительных соков усиливается и ребенок оказывается способным переваривать и усваивать не только женское молоко, но и другую пищу.
Другая особенность, характеризующая грудного ребенка,- это интенсивный, но постепенно ослабевающий рост: в течение 1-го года жизни вес тела увеличивается на 200%, длина тела - на 50%, окружность головы - приблизительно на 35% и т. д. В течение этого же периода ребенок проходит первые этапы своего моторного и интеллектуального развития.
В эндокринной системе происходят определенные сдвиги: в возрасте 4-5 месяцев усиливается и в течение всего 1-го года жизни продолжает нарастать инкреторное влияние щитовидной железы, выявляются функции прегипофиза и зобной железы, а интерреналовая система претерпевает обратное развитие. В связи с этими сдвигами в корреляции эндокринных желез основной обмен усиливается и нередко достигает максимума к концу 1-го года жизни. В грудном возрасте у части детей выявляются так называемые аномалии конституции - экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы.
Ребенок 1-го года жизни нуждается в пище высокой калорийности, что при наличии некоторой функциональной недостаточности пищеварительного тракта делает его предрасположенным к острым и хроническим расстройствам питания и пищеварения при нерациональном вскармливании и после перенесенных кишечных и парентеральных инфекций. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и делает понятной большую частоту рахита у детей грудного возраста.
Склонность грудных детей к судорогам функционального характера, к менингизму и истинным менинго-энцефалитическим процессам объясняется усиленным ростом мозговой ткани, морфологической незаконченностью ее строения, функциональным ее несовершенством и повышенной проницаемостью так называемого гемато-эицефалического барьера.
Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка постепенно ослабевает, приобретенный иммунитет еще отсутствует, случайный контакт с различными инфектами сенсибилизирует организм, что в связи с анатомо-физиологическими особенностями детей грудного возраста делает их особенно предрасположенными к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее частыми входными воротами оказываются кожа и слизистая оболочка кишечника и дыхательных путей.
В возрасте 4-5 месяцев грудной ребенок уже нередко инфицируется и в ряде случаев тяжело болеет обычными детскими инфекциями. Туберкулез (если ребенок не был подвергнут активной противотуберкулезной вакцинации) принимает у него большей частью бурное течение, а врожденный сифилис дает характерные клинические проявления. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к ограничению того или другого патологического процесса лишь определенным органом или одной тканью также весьма характерны для ребенка грудного возраста.
К концу 1-го года жизни ребенок может обойтись без тех ферментов, гормонов и антител, которые до этого времени он получал с материнским молоком, так как теперь они в достаточном количестве продуцируются его собственными органами и тканями.
Все эти сдвиги в развитии ребенка на первом году жизни и в его реакциях на воздействия факторов окружающей среды в значительной мере связаны с морфологическим и функциональным совершенствованием центральной нервной системы и всего рецепторного аппарата. Высшая нервная деятельность ребенка значительно дифференцируется и совершенствуется в течение первого года жизни; у ребенка вырабатываются многочисленные условнорефлекторные связи; на базе первой сигнальной системы начинает формироваться вторая сигнальная система - речь. К концу первого года жизни ребенок начинает произносить первые слова.