Рано или поздно на смену бутылочкам придут тарелки, ложки и чашки, а вместо молока кроха потянется к чему-то более интересному. При этом схемы ведения прикорма в меню малыша могут быть разными.
ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ПРИКОРМ
Классическая схема, одобренная подавляющим большинством российских, да и западных педиатров. Суть его заключается в постепенном, покомпонентном введении в рацион ребенка новых, «взрослых» продуктов, которые со временем заменят грудное молоко или молочную смесь.
КАК ВВОДИТСЯ
В возрасте 4-6 месяцев перед каждым кормлением материнским молоком или смесью ребенку предлагаются овощные, фруктовые пюре и каши. Затем в рацион полугодовалого крохи включаются протертые постное мясо и рыба.
ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ
Прикорм вводится постепенно — по определенным группам продуктов, соответствующих возрасту малыша. Это безглютеновые каши (из рисовой, гречневой и кукурузной крупы), овощи, фрукты и фруктовые соки, мясо и рыба. Большинство родителей выбирают в качестве первого прикорма овощные и фруктовые пюре — они наиболее просты для переваривания и усвоения детским организмом. Однако если малыш недобирает в весе, педиатры советуют начинать прикорм с богатых углеводами каш. Протертое мясо, как правило, вводится в рацион ребенка по педиатрической схеме в возрасте 8 месяцев.
Вначале малыша знакомят с одним продуктом из группы, например с пюре из брокколи или кабачков. Первая порция нового продукта составляет 1-2 чайные ложки. При хорошей переносимости, то есть при отсутствии аллергии, поноса или запора, объем увеличивается. Через 5-7 дней добавляется другой продукт из этой же группы, также начиная с минимальной дозы. Другая группа продуктов вводится через 2-4 недели.
Пищу для традиционного прикорма можно готовить в домашних условиях, а можно довериться производителям детского питания, чьи продукты в банках и коробках в большом количестве стоят на витринах супермаркетов. В первом случае маме необходимо уделять особое внимание стерильности продуктов и посуды, во втором — сроку годности, указанному на этикетке любого продукта, и составу, указанному там же. Педиатры советуют для первого прикорма выбирать пюре без крахмала, муки, растительного масла и, конечно, соли. Эти компоненты могут затруднить переваривание пищи у крохи.
ВАЖНО! Педагогический прикорм рассчитан только на детей, находящихся на грудном вскармливании и получающих материнское молоко по требованию. Крохам, питающимся строго по расписанию, и грудничкам на искусственном или смешанном вскармливании, этот метод не подходит. |
Нашим мамочкам на заметку скажем, что футболки для детей нужно обязательно иметь про запас, потому что расход их будет весьма велик. Маленькие замурзы за столом быстро сведут с ними счеты.
ПРЕИМУЩЕСТВА
- Мама, прикармливающая своего ребенка по такой традиционной схеме, может быть спокойна за его здоровье и развитие: метод проверен множеством докторов, специалистов по детскому питанию, одобрен ими и повсеместно рекомендуется.
- Если четко следовать схеме естественного прикорма, можно легко отследить, какие продукты вызывают у ребенка аллергию. Также удастся корректировать стул любимого чада при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах давать богатые клетчаткой овощи, при поносе — каши).
- Ребенок получает в пищу только проверенные, пригодные для детского организма продукты, приготовленные особым образом, — сваренные без соли и протертые.
ВАЖНО! 5-6 месяцев — лучший возраст малыша для начала традиционного, педиатрического прикорма. |
К тому же этот проверенный способ подходит абсолютно всем малышам. А вот педагогический прикорм многие педиатры не советуют начинать раньше 8-11 месяцев. Если кроха часто болеет, страдает аллергией, запорами, диареей,от этой схемы родителям лучше и вовсе отказаться.
НЕДОСТАТКИ
- Достаточно долгий путь к «взрослому» рациону: малышу требуется несколько месяцев, чтобы привыкнуть ко всем новшествам в еде.
- Отнимает у мамы много времени и сил: ведь для приготовления даже самого простого однокомпонентного овощного пюре требуется очистить, порезать, сварить, измельчить, а потом охладить овощи до комнатной температуры. И так несколько раз в день.
- Бьет по кошельку в том случае, если родители решают кормить малыша готовыми продуктами в банках. Ребенок с определенного возраста будет съедать по целой стандартной банке пюре за раз! 4/ Малышу, привыкшему к отдельной пище, труднее научиться вести себя за общим столом и есть вместе со взрослыми.
- Крохе, с удовольствием уплетающему протертые сваренные продукты, сложнее будет научиться жевать и проглатывать твердую пищу.
- Пюреобразная пища может привести к некоторой вялости желудочно-кишечного тракта, который должен активно работать. Впрочем, многие педиатры не согласны с этим, утверждая, что именно на такую пищу рассчитан пищевод ребенка в возрасте до года.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИКОРМ
Знакомство ребенка со «взрослыми» продуктами с родительского стола. В этом случае в работу включаются ферменты, поступающие в организм крохи из грудного молока — оно содержит информацию о съеденных мамой продуктах. Эти вещества поддерживают нормальное функционирование детского желудочнокишечного тракта, а также способствуют выработке других ферментов — для переваривания новой, пока еще сложной для ребенка пищи.
ВАЖНО! Педагогическим прикормом не стоит замещать прикладывания к груди.Ребенок может знакомиться с родительской пищей как до, так и после грудных кормлений. |
К тому же многим малышам нравится запивать кусочки новой еды маминым молоком.
КАК ВВОДИТСЯ
Знакомство малыша с новой пищей (с едой из маминой и папиной тарелок) начинается только после появления у крохи интереса к ней. Как говорят консультанты по педагогическому прикорму, появление так называемого пищевого интереса крохи к определенному продукту — то есть желания пожевать его и проглотить — свидетельствует о биологической готовности организма к его перевариванию и усвоению. Важно, чтобы инициатива исходила от самого малыша, то есть родители не предлагали крохе пищу, а лишь реагировали на его желания. Ребенок, наблюдающий за тем, как едят члены его семьи, постепенно начинает им подражать: тянется к тем же кусочкам пищи, что и взрослые, кладет в рот, пытается пережевать. При попадании этих кусочков в детский желудок начинают вырабатываться уже упомянутые ферменты, постепенно пища начинает усваиваться.
ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ
Малышу предлагаются сначала минимальные порции «взрослого» продукта — микродозы. Это мягкая пища на кончике чайной ложки и жидкость на дне чашки, на один маленький глоток. Главная задача родителей в этом случае, в отличие от традиционного прикорма, — не накормить ребенка, а дать его желудку привыкнуть к новшеству. За один раз малышу можно предложить не более трех таких микродоз. Через месяц, когда детский организм пройдет «пищевую» акклиматизацию, объем прикорма можно увеличивать. Причем увеличивать только за счет той еды, к которой малыш сам потянется. В возрасте полутора лет ребенок, как правило, знакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье.
Но каким бы смелым ни казался такой подход к прикорму, нельзя забывать, что ребенку не подойдет жирная, острая, копченая, маринованная, сильносоленая пища и, конечно, кофе, газировки и алкоголь. И чтобы не вызывать у малыша стремления к вредным продуктам, не возбуждать к ним аппетит, необходимо исключить их из рациона всех членов семьи. Выбор педагогического прикорма обязывает всех близких следить за угощениями на своем столе.
ПРЕИМУЩЕСТВА
- Ребенок быстро учится жевать, самостоятельно обращаться со столовыми приборами, вести себя за столом прилично — как взрослые.
- Экономия времени: мама не тратит его на особое приготовление детского питания и на уговоры малыша съесть какое-то количество пюре «за маму» и «за папу», так как нет цели накормить ребенка.
- Грудное вскармливание не утрачивает своей значительной роли в рационе ребенка и в его отношениях с мамой.
- Ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи: он привыкает к общим трапезам, чувствует себя наравне со взрослыми.
НЕДОСТАТКИ
- Первое время (3-5 дней) ребенок будет выталкивать языком непривычную пищу и может закашляться, пугая этим взрослых.
- Трудно проследить, на что у ребенка возникли аллергическая реакция или расстройство стула — ведь малыш получает разные продукты каждый день, пусть и в минимальных количествах.
- Кроха, до того как научится есть «взрослую» пищу, может вести себя за столом неэстетично: исследуя пищу, пачкаться сам и пачкать все вокруг, выплевывать еду, размазывать ее по столу и по своей одежде.
- Педприкорм предполагает необходимость как изменения всеми членами семьи своего привычного рациона, так и начала готовки полезной еды.
- Если пропустить этап естественного прикорма и сразу приступить к педагогическому, можно нарушить пищеварительные процессы ребенка: функции таких органов, как желчный пузырь, поджелудочная железа. А поскольку желудочно-кишечный тракт связан со всеми другими органами, то такой сбой повлияет и на выделительную систему почек, и на функцию печени ребенка. Если изначально процесс пищеварения будет запущен неправильно, то это плохо повлияет на функционирование пищеварительного тракта и детского организма в целом.
СОВЕТ! Схема педагогического прикорма лучше всего работает после года, когда уже введены основные продукты, и организм ребенка уже может переваривать овощи, фрукты, молочные продукты, рыбу. Так легче расширить и дополнить меню малыша. |
Педагогический прикорм раньше положенного срока — не лучшая практика для ребенка. Такой прикорм должен вводиться постепенно и в строгом соответствии с определенными правилами, которые существуют очень длительное время. Так, введение в рацион семимесячного ребенка картофельного пюре, в котором содержатся и картошка (содержащий крахмал продукт), и цельное молоко, и сливочное масло — абсолютно неправильно и может вызвать сбой ферментативного аппарата и всего процесса переваривания пищи. Нужно вводить любой прикорм в рацион ребенка строго по существующим в педиатрии правилам.
{social}