Дети и дисциплина
Один из распространенных вопросов – как поступить, если ребенок не слушается? Бывают такие ситуации, когда руки совсем опускаются, мы не можем найти нужного решения и слов, которые бы помогли объяснить ребенку, как нужно себя вести. Ребенок же продолжает закатывать истерику. А мамины нервы и сердце уже на пределе терпения.
Приведем советы некоторых психологов о том, как поступать, если ребенок отказывается слушаться.
Антон Семенович Макаренко
Этот советский педагог уделял особое внимание дисциплине и воспитанию детей. Он утверждал, что создать дисциплину можно только используя всю систему воспитания. По его мнению, дисциплина – это не один из методов или приемов воспитания, это результат процесса воспитания ребенка. Именно поэтому к воспитанию ребенка стоит подходить комплексно. Если ребенок не слушается, то в первую очередь стоит обратить внимание на ситуацию в семье, на друзей ребенка, на трудовое воспитание, на взаимоотношения со старшими. Только так можно будет выяснить причину плохого поведения ребенка. А.С. Макаренко утверждал, что проще сразу воспитывать ребенка правильно, чем потом исправлять собственные ошибки.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер
Она говорит о том, что, прежде всего, стоит построить дружественные и доброжелательные отношения с ребенком, только потом стоит уделить внимание поддержанию дисциплины. Если родители не научаться понимать своего ребенка – его потребности, чувства и эмоции, то ни о какой дисциплине не может идти и речь.
Каждый родитель должен создать для своего ребенка режим дня, правила поведения. Так жизнь ребенка станет более спокойной и размеренной, понятной. Ребенок будет чувствовать себя защищенным. Если ребенок отказался слушаться, это не говорит о том, что он поднял бунт против правил, которые вы установили. Ему просто непонятны способы постановки этих правил. Если вы преподнесете эти правила в иной форме, то ребенок не станет им противиться.
Чаще всего, дети, которым дозволено все, начинают испытывать дискомфорт. Ребенок может подумать, что родители его не любят. Так как слишком много ему разрешают. Порой даже то, чего не разрешают родители его друзьям. Складывается впечатление, что родителям нет дела до своего ребенка. А это очень печально, согласитесь.
В своей книге Гиппенрейтер описывает четыре цветовых зоны:
- Зона действий ребенка (где ему позволено действовать в соответствии собственным желаниям)
- Зона относительной свободы ребенка
- Зона действий, которые не одобряются, но в некоторых ситуациях допустимы
- Зона полностью запрещенных действий
Итак, родители не нарушают желания ребенка стать самостоятельным, но могут быть непреклонными и понимающими одновременно. Ребенок начинает понимать, что требования родителей зависят не от их настроения, а от определенной ситуации. Такие правила вполне доступны и понятны ребенку.
Ребенок склонен проверять родителей. Если он заметит, что одно и то же родители то запрещают, то позволяют, то ребенок не станет придерживаться правил. Ведь сами родители еще не решили, действительно ли так поступать нельзя.
Мария Монтессори
Дисциплина формируется в свободе. Вот какого мнения придерживалась Мария Монтессори. Не все могут согласиться с таким мнением.
Ребенок, который воспитывается по методике Монтессори, имеет практически неограниченную свободу собственных занятий. Роль взрослого при этом – наблюдать и помогать. Они могут только направить ребенка или стимулировать его к конкретному действию.
Сама дисциплина обязательно должна быть активной, деятельной. Многие считают, что ребенок дисциплинирован, если он молчалив, неподвижен, полностью спокоен. Такую личность можно назвать уничтоженной, а не дисциплинированной. Чтобы установить дисциплину, нужно объяснить ребенку что такое добро и зло. Что нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Дисциплина должна быть в действиях, в труде, а не в пассивности и беспрекословном послушании.
Итак...
Если ребенок отказывается вас слушаться, то стоит выяснить причину его непослушания. Если причина в обстановке, которая влияет на поведение ребенка, то ее стоит изменить.
Всегда нужно учитывать стремления, чувства и интересы ребенка. Важно чтобы методы воздействия не вызвали протест и отказ от дисциплины.
Стоит объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Предоставьте ребенку свободу и самостоятельность в поведении. Не убивайте в нем личность, дайте волю его развитию. Но одновременно направляйте, стимулируйте, мотивируйте и поощряйте достижения ребенка.