Как любопытство перевести в любознательность

Как любопытство перевести в любознательность

Любопытство — одна из главных движущих сил в жизни ребенка. Вот только у одних оно становится основой интереса к познанию мира, вдумчивой, внимательной учебы и работы, других же толкает на шалости и проказы, далеко не всегда безобидные...

Как проявляется любопытство

Едва научившись совершать произвольные движения, кроха с интересом тянется к любому новому предмету, пытаясь схватить его, ощупать, погрызть. Это работает врожденная ориентировочная активность — биологический инстинкт, отвечающий за выживание, и присущий не только людям, но и всем живым существам. В дальнейшем врожденная потребность к познанию окружающего мира начинает трансформироваться и приобретает новые оттенки.

? С года до трех лет малышей привлекают в основном внешние признаки: яркий цвет, необычная форма, издаваемый непривычный звук, невиданный размер и т.д. Постепенно ребенок открывает и то, что окружающие его предметы имеют и что-то внутри. Чтобы выяснить, что скрывается ПОД уже исследованной оболочкой, они ломают, раскручивают, развинчивают, выворачивают вверх дном (конечно, частенько приводя родителей в ужас). А научившись говорить, изводят взрослых бесконечными «почему?», «как?» и «зачем?»...

Сам малыш при этом, поверьте, вовсе не догадывается, что делает что-то «плохое» или «неправильное». Он познает мир — что может быть естественнее! Чем интереснее предмет, необычнее его «начинка», тем больше толчков к открытиям и размышлениям получает кроха.

? С трех до четырех лет причиной повышенного любопытства становятся физиологические особенности малышей.

У деток этого возраста активно включается в работу мозговая система гиппокампа. Это ключевая структура лимбического мозга, который выделяет и удерживает в потоке внешних стимулов важную информацию, выполняя функции хранилища кратковременной памяти и последующего ее перевода в долговременную. Чтобы гиппокамп мог развиваться, малышу обязательно нужны новые впечатления, причем именно действенные, телесные.

СОВЕТ! Любопытство часто продиктовано внешними обстоятельствами. Любознательность — это стремление получить новые знания и применить их на практике.

Зачем быть любопытным

Детское любопытство — главная основа дальнейшей любознательности. Нужны ли эти качества вашему ребенку? Решайте сами, ведь любознательность — это:

АКТИВНОСТЬ ПОЗНАНИЯ. Любознательные потому так и называются, что им нравится ЗНАТЬ, Таким деткам интересно исследовать мир, открывать в нем все новые и новые стороны. Их мышление активно, подвижно, таким малышам будет легче учиться, и успехов они достигнут гораздо больших.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ. Чем больше человечек знает и умеет, чем больше он пробовал и исследовал, тем меньше он нуждается в подпорках и постоянном контроле. В свою очередь, это позволит малышу свободнее экспериментировать, пробовать и дальше — именно так развиваются творческие способности, ведь они предполагают возможность думать и осуществлять свои идеи самостоятельно.

ЛЕГКОСТЬ ОБЩЕНИЯ. Любознательный ребенок много знает и еще больше стремится узнать. Значит, с ним всегда будет интересно и детям (есть много игр, в которые он уже умеет играть, но всегда готов принять и новые идеи, придумать некие их модификации), и взрослым (его не надо постоянно занимать и развлекать).

СОВЕТ! Давайте возможность ребенку получать различные впечатления. Пусть он бегает по лужам, прыгает с дивана, пробует на ощупь суп или картофельное пюре...

Как направить любопытство в правильное русло

Неуемная детская любознательность порой выводит уставших и задерганных родителей из себя. Им гораздо легче объяснить чаду, что так себя вести нельзя, чем направить неуемную энергию малыша в нужное русло. А между тем, сделать это совсем не сложно!

? СМОТРИТЕ НА МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА. Для нас, взрослых, в происходящем вокруг нет ничего нового, все банально и скучно. Для малыша же еще так много всего происходит впервые: взглянув с этой точки зрения, вы поймете, что он нашел интересного в простой обыденности.

? КОПАЙТЕ ГЛУБЖЕ! Старайтесь в беседах и экспериментах с малышом обращать внимание не столько на внешнюю сторону происходящего, сколько на его внутренние аспекты. Не ограничивайтесь одним способом, одним вариантом, ищите и другие.

? НЕ ДЕЛИТЕ МИР,НА СКУЧНЫЙ И ИНТЕРЕСНЫЙ. Конечно, за годы жизни у вас сложились пристрастия и предпочтения. Один любит футбол, другой — путешествия и животных, третий — решать задачки, четвертый — писать маслом... Но не забывайте: у вас наверняка была возможность выбора. Предоставьте ее и ребенку. Позвольте ему интересоваться даже тем, что у вас вызывает неодолимую зевоту.

? РАДУЙТЕСЬ ЛЮБЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ И ОПЫТАМ МАЛЫША. Сколь бы странными или «примитивными» они вам ни казались, проявите интерес, похвалите, оцените...

?УЧИТЕ УЧИТЬСЯ! А главное, объясните ребенку то, что путь обучения и познания увлекателен сам по себе, процесс важнее результата, выражаемого во внешнем признании и одобрении...  

Ответная реакция

Иногда действительно невозможно ответить на поток бесконечных «почему?» и «зачем?» ребенка. Но задумайтесь, не слишком ли часто вы просто отмахиваетесь от ребенка...

? МАЛ ЕЩЕ! — если сегодня малыш захотел о чем-то узнать, мы никак не можем быть уверены в том, что этот интерес не пропадет и через год, два, тем более — в школе... К тому же, когда возникший интерес не удовлетворяют объяснения родителей, он может найти их в другом месте, где качество информации вы никак отследить не сможете.

? ЭТО И ДУРАКУ ПОНЯТНО — спрашивание равнозначно для ребенка просьбе о помощи: «Помоги, я сам не справляюсь...» Отговариваясь подобным образом, вы заявляете ему о том, что считаете его глупым и никчемным. А это прекрасная почва как для всевозможных проблем на основе низкой самооценки, так и для уверенности в том, что учиться не надо, так как все равно бессмысленно — родился дураком, так чего теперь...

? Я И САМ НЕ ЗНАЮ... — никто не может знать обо всем на свете. Покажите ребенку, что не знать чего-то — это нормально, не страшно и не стыдно. Зато дает возможность новых открытий. И ваша родительская задача — показать малышу к ним дорогу: через книги и энциклопедии, Интернет, обучающие программы и мультфильмы. Важно и то, что детям так приятно быть уверенными в том, что родители все же всесильны, всезнающи и всемогущи...

ВЗМАХНУЛ ОН ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ — иногда родители, считая, что ребенок не сможет переварить «научную» информацию, рассказывают ему сказку, в которой все происходит по волшебству, само собой... И это прекрасно. Но не забывайте о том, что вашему чаду надо также освоить мир причин и следствий, взаимосвязей всего происходящего.

? СЯДЬ И ДОСЛУШАЙ! — порой малыши задают вопросы вовсе не о том, о чем спрашивают. Просто не знают, как сформулировать свою мысль. Получается своего рода «испорченный телефон» — вы принимаетесь рассказывать о том, что ребенка совсем не занимает. Стоит ли удивляться, что он убегает, не дослушав! Прежде чем отвечать на очередное «почему», уточните, правильно ли вы поняли вопрос.

? ТЫ УЖЕ СПРАШИВАЛ! — ребенку важно получить больше информации о знакомых явлениях. Если вам некогда, предложите ему посмотреть об этом в книге.

СОВЕТ! Как можно чаще показывайте ребенку большой мир. Посещайте различные парки и детские площадки, магазины и кафе, выставки и музеи. Наблюдая и обсуждая происходящее со взрослыми людьми, задавая вопросы, кроха развивает свою любознательность. И это прекрасно!

Из другой оперы

Вовсе не всегда детские «почему?», «а как?», «зачем?» — признак проявления именно любопытства, т.е. интереса к тому, как устроен окружающий мир. Иногда вопросы, задаваемые ребенком, преследует иные цели.

Например, в некоторых случаях они являются следствием познания постоянства и изменчивости объектов, времени и пространства. 2-2,5-летний ребенок прекрасно знает, что папа на работе. Но через каждые три минуты целый день повторяет:

«А где мой папа?» И очень обижается, когда мама раздраженно кричит: «Сто раз тебе сказала! На работе он! Вечером придет!» Конечно, маму можно понять — подобное занудство сводит с ума. Но подбодрите себя тем, что у ребенка еще нет понимания и чувствования времени: для него есть только «сейчас», и нет никакого «вечером», «через час» и т.д. Он для того и спрашивает, чтобы прочувствовать время и научиться соотносить свое существование с действиями других людей.

Знайте меру

Любопытство развито у всех детишек в разной степени. К слову сказать, и сфера приложения его также у всех разная. Обычно наиболее ярко это качество проявляется в той области, которая связана с ведущей сенсорной системой ребенка.

  • МАЛЫШИ-АУДИАЛЫ с радостью исследуют мир звуков, осваивают их извлечение как из бытовых предметов, так и из музыкальных инструментов, слушают и поют песенки, легко учат стихи и иностранные языки.
  • ВИЗУАЛЫ очень внимательны в рассматривании окружающего мира и того, как ведут себя люди или животные в различных ситуациях.
  • КИНЕСТЕТИКAM нужны тактильные ощущения, подвижность, спортивные игры и исследование возможностей собственного тела. Запреты, критика, одергивания в адрес именно своего «направления» малышом воспринимаются наиболее болезненно.
{social}