Откуда берутся копуши и торопыжки
Если всех детей выстроить в линейку по степени их подвижности, с одной стороны окажутся маленькие реактивные ракеты, с другой — те, кто медлительнее улиток и черепашек. Объединять их будет одно: бесчисленное количество недовольств, замечаний, окриков и одергиваний, выпадающих на их долю от взрослых...
На нервной почве
Психологи и нейрофизиологи уверены: в основе обоих искажений поведения лежит одна и та же проблема: минимальная мозговая дисфункция (ММД). Молодые мамочки часто видят в картах своих детишек подобный диагноз. Только относятся нарушения к разным отделам мозга.
У одних детей они затрагивают функции активации поведения, у других — торможения. ММД могут быть следствием генетических нарушений, внутриутробных и родовых травм, асфиксии, ранних инфекционных заболеваний, длительного недостатка витаминов и минеральных веществ в питании мозга и всего организма ребенка. Сказаться могут и длительные стрессы, и педагогическая запущенность крохи, и неблагоприятная психологическая обстановка в семье малыша.
Если вы столкнулись с проблемами
излишне активного или заторможенного поведения ребенка, проконсультируйтесь у врача. Возможно, вашему чаду необходим курс специальных процедур или медикаментозное лечение. Но не забывайте: еще больших результатов вы достигнете, если будете правильно себя с ним вести, корректируя негативные и подкрепляя позитивные качества ребенка. Ведь измениться полностью он никогда не сможет: быстрота и сила психических и физических реакций определяется природой, а не удобством для воспитателей...
ВАЖНО! И излишне активным, и очень медлительным детям нужна поддержка родителей. Ведь ими и так все недовольны, все их шпыняют, заставляя существовать в несвойственном им ритме. Если еще и мама с папой присоединяются к этому шквалу критики, ребенок «сломается»... |
Яблоко от яблоньки...
Проблемы с копушами и торопыжками обычно возникают в тех семьях, где родители и дети не совпадают в скорости. И правда, мама, ведущая одновременно несколько проектов, успевающая заодно и с детьми позаниматься, и поработать в благотворительном фонде, будет считать само собой разумеющимся, что и ее сын сделает пять дел сразу. А бабушка, у которой больное сердце и ноги плохо ходят, рада внучке, часами раскрашивающей картинку, а на прогулке чинно сидящей на лавочке. Но если велением природы таким деткам будет суждено «поменяться» родственниками, проблем не миновать!
Поэтому, прежде чем вешать на малыша ярлык «неправильного» и тащить его к невропатологу, присмотритесь: может быть, он просто не такой, как вы? Но, с другой строны, ведь ребенок и не должен быть копией родителей...
Маленькие торопыжки
Ваш кроха ни секунды не сидит на месте? Все с налету, все сей момент? Новая игрушка занимает его несколько мгновений, потом летит в одну сторону, а ребенок — в другую... Он с удовольствием хватается за любое предлагаем мое дело, но через пять минут (и это еще огромный срок!) оно ему надоедает. Страницы всех его книжек надорваны, ведь он всегда торопится и листает их только рывком, в альбомах и тетрадках — грязь. Игрушки вечно разбросаны, рубашка застегнута не на те пуговицы, шапка набекрень...
Окрики, одергивания, требования «посидеть спокойно», «не крутиться хоть минутку» и т.д. ни к чему не приведут. Важно направить активность ребенка в нужное русло, а также научить его уважать и учитывать более низкие скорости других людей.
? УСТАНОВИТЕ МАЛЫШУ ЧЕТКИЙ РЕЖИМ ДНЯ. Гиперактивность проистекает из того, что у ребенка плохо работают «тормоза», поэтому ему, как никому другому, необходим полноценный отдых.
? ПРЕДОСТАВЬТЕ РЕБЕНКУ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ АКТИВНОСТИ. Ему обязательно нужны занятия спортом, гимнастикой, прогулки, во время которых можно много бегать, прыгать, лазать, гонять на велосипеде, роликах, лыжах, коньках. Кстати, имейте в виду — физическая активность в первые годы жизни напрямую связана с развитием интеллекта, поэтому для вашего шустрика она станет не только «выпуском пара», но и способом своеобразной самокоррекции мозга.
? ВЫБЕРИТЕ ДЛЯ РЕБЕНКА ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Сидение за партой в дошкольном возрасте — не для него. Обычно такие дети прекрасно схватывают информацию и знания на лету. Если же их усадить спокойно, малышам придется тратить на это обездвиженное состояние столько психических сил, что на обучение их просто не остается! Именно для супер-активных деток идеально подходит обучение по кубикам Зайцева, методами экспериментирования.
ФАКТ! Жесткий контроль, ограничение активности, постоянные требования следить за собой, одергивания приводят только лишь к нервозности и потере контакта с гиперактивным ребенком. |
? НЕ ТРЕБУЙТЕ ОT РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН ДЕЛАЛ ДЕЛО СРАЗУ ОТ НАЧАЛА ДО K0HЦA. Научите разбивать его на отдельные этапы и выполнять один за другим, но с перерывами на отдых или другое занятие. Сделайте эти составляющие как можно более краткими. Ребенок будет очень обрадован, когда через некоторое время поймет — можно сделать за один подход сразу два или три задания и быстрее продвинуться к цели!
? ДЛЯ АКТИВНОГО РЕБЕНКА ОЧЕНЬ ВАЖНА ПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. Он не умеет ждать и «заглядывать» в будущее. «Выучишь сегодня буквы — в выходные пойдем в зоопарк» — не для него. Попробуйте систему множества наглядных «промежуточных» поощрений, ведущих к одной большой награде. Например, за каждую выученную букву кроха получает звездочку, которую вы прикрепляете на висящую на стене картинку: дорожку к зоопарку. Малыш, таким образом, увидит, как с каждым шагом он оказывается все ближе к желанной поездке.
? ЧРЕЗМЕРНАЯ АКТИВНОСТЬ НЕРЕДКО СОПРОВОЖДАЕТСЯ НЕБРЕЖНОСТЬЮ В РАБОТЕ. Обращайте большее внимание на качество, а не количество выполненных заданий. Но помните: если вы будете ругать малыша, подчеркивать то, что он сделал небрежно и некрасиво, это не приведет к успеху. Активные дети не умеют работать «от противного», доказывая, что могут «исправиться». Обращайте внимание на то, что сделано хорошо: «Вот эта линия мне нравится. Она ровная, прямая, тонкая».
ФАКТ! Физическая активность в первые годы жизни напрямую связана с развитием интеллекта, поэтому для вашего шустрика она станет не только «выпуском пара», но и способом своеобразной самокоррекции мозга и совершенствования его умений. |
Даже для маленьких непосед нужно время на отдых, поэтому приобретая стулья для дома выберите одно или несколько для вашего торопыжки отдельно.
Медлительны е черепашки
Синдром гипоактивности редко беспокоит родителей. Ведь такой ребенок очень удобен: его, что называется, где положил, там и возьмешь, даже если пройдет целая неделя...
Но проходит время, родители начинают беспокоиться: их ребенок ничего не успевает! Особенно по сравнению со сверстниками: вся группа давно готова к прогулке, а этот все еще натягивает свитер, хотя вроде бы и не отвлекался, а одевался... На занятиях все написали по пять строчек, а ваш копуша — только половину первой...
? НЕ ВТЯГИВАЙТЕ ВАШЕГО КРОХУ В СОРЕВНОВАНИЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. «Кто быстрее» уберет, доест, соберется и т.д. Действуют они плохо. Заметив, что отстает, малыш-копуша, вместо того, чтобы прибавить скорость, только обижается. Другая распространенная ошибка — подталкивать малыша, соблазняя его грядущими перспективами: «быстренько оденешься — успеем в парк». Но... ребенок не может думать одновременно о том, чтобы одеваться и о парке. Парк — приятнее одевания. Малыш погружается в сладкие грезы, а одеваться — забывает напрочь.
? ОКРИКИ И ПРТОРАПЛИВАНИЯ ЗАТОРМАЖИВАЮТ МЕДЛИТЕЛЬНОГО МАЛЫША ЕШЕ БОЛЬШЕ. Вместо того чтобы продолжать нужное дело, он замирает, пытаясь сообразить, чем же так расстроил маму...
? СТАРАЙТЕСЬ КАК МОЖНО РЕЖЕ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ ЗА РЕБЕНКА. Особенно, когда это касается повседневных бытовых обязанностей и самообслуживания. Пусть он одевается, ест, убирает игрушки, делает задания самостоятельно. Ведь как только маленькие копуши понимают, что, стоит немного помедлить, и мама все сделает за них, они начинают вообще избегать каких бы то ни было усилий.
ВАЖНО! Развитие самостоятельности — важный аспект в воспитании «копуши». Поощряйте инициативу медлительных деток. |
? ЗАНИМАЯСЬ С МЕДЛИТЕЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ, НЕ «РАСЦВЕЧИВАЙТЕ» ЗАНЯТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИГРАМИ. Они их отвлекают и не дают добраться до сути изучаемого.
? МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ ЧАСТЕНЬКО ИМЕЮТ ПРОБЛЕМЫ С ВОСПРИЯТИЕМ ВРЕМЕНИ. У них почти не развито чувство ритма. Компенсировать этот недостаток помогут музыка и танцы.
Но, к сожалению, серьезные занятия в хореографической или балетной студии, музыкальной школе копуши не осилят — поэтому выбирайте игровые группы, где есть ритмика, танцевальная зарядка, шумовой оркестр, хор. Очень хороши для таких малышей занятия по методике Карла Орфа.
{social}