Без истерик и капризов
Поистине, подобное представление заслуживает "Оскара": пронзительный крик, взбучка родителей, пытающихся таким образом прекратить истерику и неуправляемое поведение ребенка. "Все дети капризничают, — возразите вы, — надо же как-то реагировать". Действительно. Только каприз капризу рознь. И мы, родители, должны знать, чем отличается каприз от простого упрямства и прочих выходок ребенка.
Первая истерика — как правильно поступить?
Моей дочке Танечке 2,5 года. Она растет послушной девочкой, всегда говорит «спасибо», помогает убирать в квартире. Но вот вчера впервые устроила истерику в магазине. Малышка не спала днем, устала уже, старшая дочь пыталась удержать ее, чтобы далеко не убегала. Но кроха вырвалась и начала истерически кричать. Я пыталась ее успокоить, но она никого не слышала, била меня ручонками и падала на пол. Я объясняла, что нам нужно одеться, и тогда мы сможем поехать домой, но дочка вырывалась и кричала на весь магазин. Я донесла ее на руках к машине. Там она потихоньку затихла и, как только мы поехали, уснула. Так как подобное произошло впервые, я даже не знала, как правильно поступить. Непонятно, стоит ли наказывать ребенка в такой ситуации, да и за что? И как понять причину ее поведения?
Младшая дочка не просила меня что-то ей купить, не требовала, чтобы мы пошли в другую сторону... Скажите, пожалуйста, возможно ли, чтобы такое поведение возникло только из-за усталости?
Хорошее поведение — термин очень и очень абстрактный. Хорошо ли мы понимаем, что он означает? И можем ли требовать этого от детей?
Давайте сразу откажемся от мысли, что маленькие дети в 2,5-5 лет делают что-то специально для того, чтобы только нарушить общественный порядок. Возраст негативизма и демонстративного сопротивления условностям наступает значительно позже. Дети просто ярко демонстрируют свое присутствие, потребности или особенности поведения.
Кроха проявляет вполне естественные и понятные вещи, а вот как при этом чувствуют себя родители? Иногда они испытывают чувство стыда и неловкости, и тогда мы наблюдаем картину постоянных одергиваний: «Стой!», «Не бегай!», «Тише!». Это вызывает протест или капризы ребенка. И они вполне обоснованные, потому что крохе совершенно непонятно, почему теперь запрещают то, что обычно можно дома без всяких возражений. Наказывать? За то, что ребенок устал и громко заявил об этом? Малышка еще не в состоянии отвечать за такие вещи, а маме нечего их стыдиться. Излишняя неловкость, стыд за себя и ребенка очень мешают родителям спокойно и грамотно выполнять родительские функции.
Дети плохо себя ведут в общественных местах...
Наш старший сыночек, которому недав но исполнилось 5 лет, по чему-то постоянно обижает свою младшую двухлетнюю сестренку. Дети часто ссорятся на улице, в магазине, в поли клинике... Они могут наме ренно задевать друг друга толкать, щипать, наступать на ноги. Потом они из-за этого обижаются друг на друга, даже плачут, но спус тя несколько минут как ни в чем не бывало уже игра ют вместе, обнимаются и целуются...
Может быть, я бы не так переживала из-за всего этого, но очень неприятно когда в транспорте, в мага зинах да и просто на ули це, нам часто делают замечания... Я не знаю, как научить своих деток хорошо отно ситься друг к другу, не драть ся, а главное — как же объ яснить им, что в обществен ных местах нужно вести себя хорошо?
Если дома брата и сестру никак не удается призвать к хорошим взаимоотношениям и мягкому решению конфликтов, то не стоит ожидать, что благодаря общественному вниманию они вдруг образумятся.
Ситуация здесь такова, что матери просто не хватает инструментов для регулирования взаимодействия детей, и она надеется, что внешние факторы (в данном случае — внимание окружающих их людей, случайных прохожих) помогут справиться с ситуацией. К сожалению, надежда нечасто оправдывается — наше общественное мнение редко предлагает родителям помощь в сложном общении с детьми — только неодобрительное молчание или порицание.
Бывает еще одна крайность — ребенку разрешено все, мама никак не реагирует, несмотря на явные неудобства, которые ребенок может доставлять окружающим людям. В этом случае дети часто стараются вести себя как можно хуже и привлечь к себе больше внимания. А происходит все это по той простой причине, что ребенок нуждается в том, чтобы ему грамотно и понятно объяснили, что можно и чего нельзя делать, чтобы комфортно существовать на свете и позитивно общаться с другими людьми.
Конечно, самостоятельные пробы довольно утомительны, к тому же приводят к негативным реакциям. Ребенок все громче призывает родителей помочь ему справиться с собой и со сложившейся ситуацией, показать, когда и как нужно ограничивать свое поведение. Для того, собственно, родители и нужны — чтобы часть опыта получать от них в готовом виде, а не изобретать приемы самоконтроля и способы взаимодействия.
Приучение к «хорошему» поведению — это обучение детей приемам самоконтроля и социально приемлемым методам удовлетворения возникающих потребностей. Как любое обучение, оно требует немало времени и зависит от возраста учеников. И, как в любом обучении, здесь также возможны ошибки и промахи.
Но маме следует помнить, что, чем спокойнее и увереннее учитель, тем успешнее будут его ученики.
Уроки хорошего поведения
Когда малышу исполняется 3 года, самое время познакомить его с правилами хорошего поведения в обществе — пусть пока в таком маленьком, как детская площадка. Кому не приходилось оказываться в ситуации, когда только что никому не нужные качели становятся объектом борьбы как минимум пяти малышей, среди которых и ваше чадо?
Урок 1. Объясните ребенку, что толкаться незачем, нужно просто дождаться своей очереди.
Еще одна история — клумба. Один из малышей направляется к цветнику, чтобы нарвать любимой мамочке букетик. А через минуту уже целая толпа детишек обрывает всю красоту, вытаптывая при этом клумбу.
Урок 2. Расскажите ребенку, что клумба разбита для всех и срывать на ней цветы нельзя. Можно нюхать, любоваться, смотреть на бабочек, считать цветочки.
Ваш малыш берет на прогулку дорогую, привлекающую внимание игрушку, а вечером возвращается в слезах и приносит домой «рожки да ножки», оставшиеся от игрушки.
Урок 3. Убедите ребенка не брать дорогую и хрупкую вещь на улицу. Скажите, что не у всех есть такие красивые вещи, и если ты не делишься, то не нужно их расстраивать. Хвастаться некрасиво.
Как ни хорошо на улице, но вам пора домой. Воттоль-ко ваше чадо и слышать об этом не хочет...Урок 4. Используйте метод предупреждения: ты покатаешься еще 5 минут, а потом пойдем домой. Договор лучше угроз.
И не забывайте о том, что малыш копирует вашу манеру поведения и всему учится у вас.
Мультфильмы и книги вместо нотаций?
Не знаешь, как объяснить крохе правила поведения? На помощь придет мудрая сова! Вместо привычных мультиков посмотрите с крохой «Уроки тетушки Совы». Также можно вместе почитать книгу «Не обижайся. Проблемы поведения» (Е. Филяков). Она не только расскажет, как правильно себя вести в обществе, но и покажет — на картинках изображены дети в разных ситуациях и даны комментарии, описывающие происходящее.
{social}