Развиваем детскую речь

Развиваем детскую речь

Развиваем детскую речьДевочке Алисе когда-то очень повезло. Она попала в волшебную страну, населенную сказочными жителями. Вы помните, сколько неверотяных событий случилось с этой малышкой. Но и в обычной жизни с нами происходит множество чудесных вещей, многие из которых мы делаем сами.. Первое слово ребенка — всегда радость. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам не терпится услышать его из уст малыша! Вы можете не просто ждать этого чудесного события, но и помочь крохе.

Первый год жизни, несмотря на то что ребенок не говорит, очень важен для развития тех систем мозга и психической деятельности, которые связаны с формированием речи. В раннем возрасте происходит особенно интенсивное становление речи, поэтому так важно дать ребенку соответствующее развитие. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Становление речи ребенка происходит поэтапно.

? 1 этап

Первые речевые реакции малыша — гуление. В 2 месяца появляются отчетливо артикулируемые звуки. Сначала гласные (о, а, у, е), потом к ним добавляются и заднеязычные (к, г, х). Для овладения речью ребенку необходим слуховой и зрительный контакт со взрослым. В моменты эмоционального общения со взрослыми дети пристально смотрят в лицо говорящего, отчетливо повторяют мимические движения мамы или папы и подражают голосовым реакциям. Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите, подуйте, пощелкайте языком, дожидаясь взгляда малыша. Когда он посмотрит на вас, начните необычный разговор — издавайте звуки, похожие на гуление и воркование. Делайте паузы, давая малышу возможность повторить за вами. Во время общения обязательно дотрагивайтесь до ребенка, поглаживайте его.

ФАКТ! Звуки телевизора и радио могут привести к нагрузке на нервную систему малыша — внимательно следите за звуковым фоном. Он не должен быть активным.

Карапузик рекомендует кроме развития речи ребенка, также позаботиться о комфорте малыша на прогулке, поэтому будьте внимательны и выбирайте детские коляски, только проверенных производителей. Помните, что детская коляска это не только комфорт вашего малыша, но и ваш собственный.

? 2 этап

Следующий этап речевой активности — это лепет. Начиная с 4 месяцев голосовой поток ребенка, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги. Лепетная речь тесно связана с ритмическими движениями ребенка. Он может несколько минут подряд ритмически повторять слоги та-та-та, ка-ка-ка, махая руками, прыгая или качаясь. Очень важно давать ребенку свободу движения, которая влияет не только на развитие психомоторики, но и на формирование речевых артикуляций.

Часто можно заметить, как ребенок повторяет один и тот же слог, сосредоточенно слушая себя. Детей забавляет сам процесс произнесения звуков, они воспринимают его как увлекательную игру. Восторг вашего малыша многократно усилится, если вы будете повторять за ним. Развивая речь малыша, стоит помнить о звуках, которые даются ребенку легче остальных. Их и нужно осваивать первыми. К таким звукам относятся: п, б, т, д, к, г, х, н, м. Берите любой из этих звуков, соединяйте с гласным и распевайте: да-да-да, ду-ду-ду... Подберите песенки, в которых подобные звуковые сочетания будут повторятся.

ФАКТ! Рядом с центром развития речи расположен центр поддержания равновесия. Так, укачивание малыша перед сном и катание на качелях способствуют развитию языковых навыков.

? 3 этап

После того как освоен лепет, приходит время того самого чуда — первого слова. С 10 месяцев ребенок может начать произносить слова. Этот переход происходит на фоне продолжающегося лепета. Первое слово ребенка, как правило, тоже «ле-петное», образованное из одного и того же слога: мама, папа, баба. Ребенок начинает произносить свои «слова», состоящие из ударного слога полного слова, например ко (кошка), ле (хлеб).

? Все осознанные слова появляются на богатой почве лепета. Поэтому необходимо, чтобы ребенок как можно чаще практиковал свои способности. Больше разговаривайте с ребенком, комментируйте свои действия, рассказывайте об окружающих предметах. Старайтесь говорить простыми фразами о реальных вещах и ситуациях, в которых находится ребенок.

? Дети учатся говорить по образцу взрослого, подражая их. речи. Поэтому так важно не сюсюкать с детьми — это затормаживает речевое развитие. Четко выговаривайте слова, так ребенку легче будет уловить их на слух из сплошного речевого потока. И, конечно, не путайте сюсюканье и ласку — ласковое общение с ребенком никто не отменял.

ПОТЕШКИ ДЛЯ КРОШКИ

Переодевая ребенка, совершая с ним гигиенические процедуры, используйте для общения короткие стишки.

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Потягушечки, Порастушечки! Поперек толстушечки! Руки — хватушечки, Ноги — бегушечки.

ГИМНАСТИКА

Потягунюшки, Порастунюшки! В ножки — ходунушки, В роток — говорок, А в головку — разумок.

УМЫВАНИЕ

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

МАССАЖ ЛАДОШЕК

Птичка-птичка (водим пальчиком по ладошке), Вот тебе водичка (продолжаем контакт с ладошкой, но уже с помощью пощипывания, покалывания), Вот тебе крошки На моей ладошке.

? Не бойтесь даватъ малышу упрощенные варианты слов. Например, кошка — кис-кис, кушать — ням-ням. Для полных слов артикуляционный аппарат малыша еще не созрел, а сказать ему хочется многое. Такие детские слова помогут снять речевой барьер, малыш сможет выражать свои мысли. Когда ребенок будет использовать такие слова, повторяйте их во взрослом варианте. Например, ребенок говорит: «Кис-кис», ответьте ему: «Да, кошка залезла на дерево».

Научите ребенка прислушиваться к окружающим звукам: лаю собак,лпуму. дождя и проезжающих автомобилей. Это развивает физический слух, который позволит малышу правильно слышать слова взрослых и в будущем правильно их произносить.

Для того чтобы слова малыша стали четкими, необходимы сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо, Артикуляционная гимнастика поможет сформировать работу артикуляционного аппарата. Дети очень любят подражать, и делать это они начинают очень рано. Поэтому уже с первых месяцев можно начать упражнения. Общаясь с ребенком, играя с ним, высовывайте язык, вытягивайте губы, причмокивайте, надувайте щеки.

ФАКТ! Способность и любовь малышей к подражанию развита в детках с рождения. Используйте его в развитии речи. Чем больше вы будете общаться с крохой, тем быстрее вы услышите заветные первые слова от вашего карапуза.

Игры для ладошки

Области, отвечающие за речевую и моторную деятельность, находятся в мозгу поблизости. Поэтому прослеживается тесная их взаимосвязь. Таким образом, стимуляция моторики способствует развитию речи. Пальчиковые игры — увлекательный способ развития мелкой моторики. Деткам до года предложите самые простые варианты таких игр.

«Пальчики»

Проговаривая слова, пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать. Начинайте с большого пальчика, следуйте к мизинцу.

Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — я. Это вся моя семья!

«Цап-царап»

Положите ладошку малыша поверх своей. Вы будете читать стишок, а задача ребенка — внимательно следить за вами и на слове «цап-царап» отдернуть свою руку, чтобы его пальчик не попался. По ладошке, по дорожке Ходит маленькая кошка, В маленькие лапки Спрятала царапки. Если вдруг захочет — Коготки поточит. Цап-царап!

* * *

Возраст детей, в котором они начинают говорить, может сильно отличаться. Есть дети, которые уже в 10-11 месяцев говорят до 10-15 слов, а есть те, кто копит пассивный запас слов и молчит до 3 лет. Характерной особенностью детской речи вплоть до 3-летнего возраста является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Одни дети используют в речи мало слое, но произносят их четко, другие говорят много, но их речь непонятна. Конечно, ни один родитель не способен изменить индивидуальные особенности ребенка. Но помочь в развитии может каждый. Ваше личное общение с малышом и эмоциональное участие в его жизни наилучшим образом может способствовать развитию необходимых навыков.

{social}