Выбираем конструктор для ребенка
Казалось бы, обычный набор колец, форм, кубиков и разнообразных фигур, а сколько пользы! Игры в конструктор, как никакая другая забава, развивают образное мышление и воображение, ловкость и мелкую моторику ребенка. Юный исследователь учится добиваться поставленных целей, а главное — создает из простых деталей свой неповторимый детский мир. Но как выбрать из сотен конструкторов тот единственный, который поможет ребенку развиваться, а не будет пылиться в дальнем углу?
Возраст ребенка — один из главных критериев, на который нужно ориентироваться при покупке конструктора. К слишком замысловатой игрушке начинающий творец потеряет интерес, а элементарная — будет быстро забыта дошкольником. Также не забывайте, что игрушки игрушками, но помнить о выборе качественных детских колясок для своих детей все же стоит.
С шести месяцев до полутора лет
Малыш только начинает учиться, поэтому его первый конструктор не должен быть слишком сложным.
КУБИКИ
Сначала малыш будет учиться удерживать их, потом наблюдать, как ими манипулируют родители, и только после попытается что-то собрать сам.
Педагоги советуют начать с «мякишей» — кубиков из ткани. Они безопаснее деревянных фигур, потому как намного легче и не имеют острых краев. Деревянные — отлично развивают тактильное восприятие, их можно предложить ребенку тогда, когда он будет учиться координировать движения своих рук. Некоторые деревянные или картонные модели конструктора наполнены звонкими шариками или мелким сыпучим материалом — тогда игрушка развивает у ребенка еще и слух. Однако уже в год малыш будет пробовать установить один кубик на другой, и мягкие фигуры могут его быстро разочаровать — они, как правило, очень неустойчивы. А после нескольких неудачных попыток у малыша пропадет всякий интерес к этому занятию. В идеале нужно иметь и те, и другие кубики — с ними малышу будет проще освоить понятия «мягкий», «твердый», «легкий», «тяжелый».
СОВЕТ! Размер деталей должен быть таким, чтобы ребенок мог легко взять их одной рукой и удержать в ладошке. |
ПИРАМИДКА
К году разнообразьте строительные возможности конструктора проверенными временем моделями с кольцами и разноцветными стаканчиками, которые вкладываются друг в друга.
КАК ИГРАТЬ Не ожидайте, что в этом возрасте малыш бросится строить башню или правильно соберет пирамидку. Вы должны раз за разом показывать ему, как это делать. Сначала он будет наблюдать, потом ломать постройку, ведь результат разрушительной деятельности виден сразу. И только ближе к году малыш попытается собрать свое первое творение. Знакомя малыша с матрешкой, родитель должен заинтересовать ребенка, «оживив» игрушку. Сначала пусть малыш играет с двумя куклами, потом добавляйте остальные.
В ЧЕМ ПОЛЬЗА Играя с кубиками, малыш развивает ловкость рук, пространственное мышление, учится координировать свои действия, созидать и осваивает форму. Пирамидка поможет понять принцип «больше-меньше», познакомит с цветами. С помощью матрешки ребенок развивает координацию, а также воображение. Вкладывая одну куколку в другую, кроха учится отличать большее от меньшего, сопоставлять формы, знакомится с понятием объема.
ФАКТ! Самый безопасный диаметр деталей — 1,5-2 см. Предметы меньшего размера малыш может проглотить. Играть с конструктором кроха должен под присмотром. |
От полутора до трех лет
В этом возрасте крайне важно научить ребенка фантазировать, воплощать свои замыслы, ставить перед собой задачи и находить пути их решения.
ПЛАСТМАССОВЫЙ БЛОЧНЫЙ КОНСТРУКТОР
Из него можно собрать все что угодно — от зданий и сооружений до животных и птиц, поэтому он очень дого не надоедает ребенку. Как показывает практика, классический конструктор — игрушка на несколько лет. В таком возрасте малышу трудно сосредоточиться на одном занятии, например, закрутить гайку, поэтому простые крепления в блочном конструкторе — огромный плюс. Не нужно прилагать особых усилий, чтобы увидеть результат своего труда, тем не менее без целенаправленного действия ничего цельного не выйдет.
КАК ИГРАТЬ Если хотите, чтобы конструктор интересовал ваше чадо долгое время — давайте детали постепенно. Для знакомства с новой игрушкой хватит и двадцати блоков, когда ребенок будет уверенно ими манипулировать, добавляйте остальные. Покажите ребенку, как они скрепляются между собой, и выражайте искреннее восхищение, когда у него получится соединить хотя бы две детали самостоятельно.
В ЧЕМ ПОЛЬЗА Блочный конструктор дает невероятный простор для творчества. Воображая животного или сооружение, ребенок увлекается процессом созидания и учится сосредотачиваться на занятии. Малыш быстро понимает, как создаются предметы. Когда крутит в руках ту или иную деталь, тренирует ловкость рук и моторику. Сам конструктор — легкий и безопасный.
СОВЕТ! Выбирайте конструкторы, в которых, кроме обычных строительных блоков, есть колеса, фигурки деревьев, тематические герои. Возможностей для игры становится больше — построенный домик можно населить героями, оживить их, разыграть целую историю. |
От трех до пяти лет
В это время ребенка особенно интересуют сюжетно-ролевые игры. Он может легко воображать героев и придумывать сюжет.
КОНСТРУКТОР-ГЕРОЙ
Сейчас множество производителей предлагают детям своими руками собрать Гарри Поттера, Человека-паука, Супермена и других кумиров малышей. Существуют конструкторы, которые позволяют одному герою перевоплотиться в другого. Особой популярностью среди детей пользуются модели, в которых можно поменять обмундирование, увеличить боевую мощность. Персонажи — куколки и животные небольших, удобных для ребенка размеров — позволяют разыгрывать разнообразные сюжеты: сказочные, бытовые, виденные на улице и дома или самостоятельно придуманные.
КАК ИГРАТЬ Даже если вы уверены, что малыш справится с новой игрушкой, помогите ему освоить ее. Предложите сюжет, заинтересуйте ребенка возможностями игрушки. Добавьте к «сборному» персонажу строительный конструктор, и вот перед ребенком вырастет город с новой игрушкой в главной роли.
В ЧЕМ ПОЛЬЗА Разыгрывая сюжеты, ребенок развивается психологически. Он вспоминает все, что видит, слышит и чувствует в доме и на улице. Полученную информацию малыш переносит на свой конструктор. Благодаря сюжетно-ролевым играм кроха постигает саму жизнь, ее проявления и закономерности.
ФАКТ! Выбирая конструктор, возьмите с собой малыша. Пусть он сам попробует взять в руки его детали, поставить их друг на друга, соединить. Главное — чтобы кроха сам мог удержать их, скрепить, а при необходимости — разъединить. |
На долгие годы
Конечно, родителям хочется, чтобы выбранная чаду игрушка служила как можно дольше и была ему интересна не пару-тройку дней, а как минимум несколько месяцев, а то и лет. Мы советуем вам обратить внимание на важные критерии выбора конструктора.
ПОТЕНЦИАЛ. Чем он больше, тем полезнее игрушка для ребенка. Запчасти, из которых можно собрать разве что корову и пастуха, и то — по прилагаемой инструкции, не слишком полезны. С ними почти не нужно думать — есть готовое решение в инструкции. Большой конструктор из блоков и других деталей дает огромный простор для творчества — каждый раз можно сделать нового героя, построить новый дом или соорудить космический корабль.
ЦВЕТ. Детский конструктор не должен быть слишком ярким. Подобная палитра раздражает нервную систему, глаз быстро устает, особенно у ребенка до полутора лет. Пастельные тона тоже противопоказаны. Лучший вариант — строительный материал четких, приятных цветов (без полутонов), например, не ядовито-зеленый, а травяной, не кислотно-лимонный, а теплый желтый. Деревянные игрушки хороши и без окраски, их естественный цвет приятен глазу, а природный узор развивает воображение малыша.
МАТЕРИАЛЫ. На сегодняшний день их существует достаточное количество, и каждый из них хорош по-своему.
- ДЕРЕВЯННЫЕ. Игрушки из натурального материала приятны на ощупь, обладают природным теплом. Они отлично развивают тактильные ощущения. Есть специальные кубики, в которых одна сторона покрыта лаком, вторая — отшлифована, третья — с дырочками.
- ПЛАСТИКОВЫЕ. Легкий и безопасный материал. Поэтому конструкторы из пластмассы можно порекомендовать и для самых юных «инженеров». Конструкторы с мелкими деталями полезны для развития мелкой моторики.
- МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ. Несмотря на свою безликость, могут быть чрезвычайно полезны. С его помощью мальчики могут не только соорудить все, что фантазии угодно, но и освоить любую техническую работу.
- МАГНИТНЫЕ. Каркас деталей такого конструктора сделан из металла, но крепятся они друг к другу с помощью магнитов. С их помощью можно создавать совершенно необычные модели — атомы, молекулы, структуру ДНК, подвижных животных. Конструируя, ребенок узнает еще и свойства магнитов. Их рекомендуют детишкам, начиная с 5 лет.
Не пытайтесь навязать малышу то, до чего он еще не дорос, вы только отобьете всякий интерес к игрушке. В то же время, как и во всех видах продуктивной деятельности, в конструировании есть опасность «застревания» на шаблонах и образцах. Если это произошло — предложите ребенку конструктор посложнее, но сначала попытайтесь подтолкнуть малыша к поиску новых форм и идей, приняв в игре активное участие. Всегда поощряйте его и помогайте осваивать новые роли и механизмы. Ваш малыш будет всесторонне развиваться, сможет выразить себя, а также создать свой собственный уникальный мир.
{social}