Если ребенок ругается
Почти каждая семья рано или поздно делает неприятное открытие: крошка, совсем недавно научившийся складывать непослушными губками слова в предложения, знает неприличные выражения! Откуда?! Психологи любят рассказывать анекдот. На пороге кабинета появляются встревоженные родители: «Доктор, ребенок ругается, что делать?!» — «Радоваться: у малыша отличные слух и память». Намек прозрачен: полностью оградить ребенка от «запретных» слов не удастся. Он все равно услышит их: на улице или в автобусе; почерпнет из взрослого кинофильма или из разговора с более «просвещенными» сверстниками. А вот закрепятся ли эти слова в лексиконе малыша, полностью зависит от реакции родителей.
Прежде чем приступить к рассмотрению темы, хотелось бы порекомендовать молодым родителям Прегестимил молочная смесь с рождения, которая поможет вырастить вашего малыша здоровым и развитым и кто знает, возможно проблема "плохих" слов вас и минует. Норядку обо всем по порядку.
Ребенок младше трех грубит неосознанно, это просто речевое подражание — понравилось звучное слово. Самая правильная реакция — сделать вид, что вы не расслышали. Малыш очень быстро забудет новое слово, которое осталось без внимания взрослых. Дети от трех до шести уже способны ругаться осознанно, с определенной целью. Чтобы быстро победить плохие слова, надо понять, почему ребенок так поступает.
ПРИЧИНА 1. Хочет привлечь внимание. Утром — бегом в детский сад, вечером — дежурный поцелуй на ночь и традиционная сказка... Мама, конечно, ласковая и добрая, но у нее никогда нет времени от души пошалить и подурачиться вместе. А тут сказал всего одно «волшебное» слово — и какая буря эмоций у родителей! Сколько внимания! Малыши — настоящие исследователи жизни. И если ребенок понял, что у вас есть "кнопка", "нажав" на которую можно легко привести маму в замешательство, ему захочется пробовать свои силы снова и снова.
ЧТО ДЕЛАТЬ: держать эмоции под контролем, даже если малыш поставил вас в неловкое положение при посторонних. Лучший способ — извиниться за него и тут же сменить тему разговора. Строго, но спокойно, не срываясь на крик, объясните ребенку, что это слово нехорошее, употреблять его стыдно и вам неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются Можно (ненадолго!) выйти в другую комнату.
ПРИЧИНА 2. Не умеет/не может выразить негативные эмоции. Что делать, если разозлился, обиделся, да просто встал не с той ноги? Слезы, крик, драку родители не одобряют. А вот какой-то дядя на улице упал и очень эмоционально прокомментировал свое падение. Ему явно стало легче. И — главное — ничего ему за это не было!
ЧТО ДЕЛАТЬ: научите малыша выражать сильные эмоции другими, приличными словами («ух, как я злюсь!», «мне так обидно!»). Ревущего крошку обнимайте, утешайте и помогайте понять, что с ним происходит: «Тебе сейчас нелегко, ты рассердился», «Мне тоже было бы обидно» и т. п. Это не только вытеснит из речи «запретные» слова, но и научит маленького понимать свои чувства и не стыдиться их. И самое главное, он будет уверен: мама поймет его, что бы ни случилось. Полезно время от времени устраивать бой подушками, колотить боксерскую грушу и т. п.
ПРИЧИНА 3. Пытается победить страх. «Робкие и застенчивые малыши, с одной стороны, жаждут внимания сверстников, с другой стороны, побаиваются их. И с помощью грубых слов рассчитывают показаться интересными, "большими", а заодно и напугать возможного обидчика.
ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните, что грубые слова не признак силы, а плохая, постыдная привычка (вроде ковыряния в носу). Расскажите сказку про мальчика, у которого от плохих слов стало неприятно пахнуть изо рта. Или историю про девочку, у которой от ругани изо рта посыпались лягушки. Спросите ребенка, приятно ли ему было бы дружить с такими детьми.
ПРИЧИНА 4. Подражает, Далеко не все герои современных детских книг и мультиков разговаривают так, как этого хотелось бы нам, взрослым. А если персонаж чем-то понравился, то ребенок подражает ему во всем.
ЧТО ДЕЛАТЬ: старайтесь смотреть мультики сами, прежде чем показывать их малышу. «Но не пытайтесь "разлучить" карапуза с полюбившимися героями. Это вызовет бурю протеста. Лучше вместе посмейтесь над таким персонажем, представьте, как нелепо он выглядел бы в детском саду или на утреннике. Наверняка малыш не захочет выглядеть так же.
ПРИЧИНА 5. Не понимает. Когда малыш выдает: «Мама, ты д'янь!» — он либо «возвращает» вам «бумеранг», либо искренне не понимает, что это слово обидное.
ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните ребенку, что есть слова-разбойники, которые ранят других людей. «Предложите игру: кто придумает больше хороших слов и выражений, которыми можно заменить одно "злое". Например, вместо "дрянь" можно сказать: "ты грубый" или "ты поступаешь плохо" Кто придумал больше замен — получает приз». Не отмахивайтесь от ребенка, если он просит объяснить значение неприличного слова. Тайна притягивает.
ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ:
-
шлепать малыша по губам, мыть лубы смыл ом и т п. Это верный путь к заниженной самооценке и ночным кошмарам. У особо впечатлительных такие «методы» могут вызвать логоневроз (заикание);
-
со смехом рассказывать подругам, как малыш ответил соседке непечатным выражением. Ребенок наверняка захочет повеселить маму снова, что бы вы ему ни говорили;
-
наказывать отпрыска за грубые слова, если вы сами их употребляете, мол, эти слова не для детей. Ребенок поймет вас превратно: если взрослым ругаться можно, значит, чтобы поскорее вырасти, надо - что? Правильно - ругаться чаще и громче.
Корректирующие игры
У малышей развито образное, магическое мышление, поэтому победить плохие привычки им отлично помогают игры, похожие на ритуалы. «Увековечьте» вместе с ребенком грубые слова на листке бумаги. И объявите, что вам предстоит попрощаться с ними навсегда. Листок сожгите, пепел положите в пакет и торжественно отнесите на помойку (закопайте в землю). Вариант для дачи: отправьтесь в «экспедицию» в лес. Там найдите уединенную полянку и... поручите малышу прокричать как можно громче все известные ему «запретные» слова. Ребенок сбросит напряжение, а грубые слова «улетят» навсегда. Можно с чистой совестью идти домой.
ЛЯГУШКИ ИЗО РТА
Поиграйте: если у отпрыска «вырвалось» грубое слово, восклицайте: «Лягушка изо рта!» За день, проведенный без «лягушек», можно выдать маленький приз. И самое главное — помогите малышу подружиться со сверстниками. Например, купите игру, в которую хорошо играть большой компанией, и пригласите детей в гости. Устраивайте детские праздники, чаепития и т. п. Консультация психолога не помешает.
ЯЗЫЧКУ БОЛЬНО
Сшейте из розовой ткани большой Язычок. Расскажите ребенку, что Язычку больно, когда его хозяин ругается. И при каждом грубом слове надрывайте Язычок. Такая наглядная агитация подействует лучше наказаний.
НОВОЯЗ И ПЕРЕВЕРТЫШИ
Примерно к 4,5-5 годам дошкольник обзаводится первым устойчивым кругом друзей, а значит, с большой вероятностью, и сленгом. Обязательно скажите ребенку, как вы относитесь к таким словам. Но не давите: дошкольнику очень не хочется выглядеть белой вороной в своей первой компании. Лучше предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный язык - он увлечет их и вытеснит сленг. Отличный пример - «ферферский» язык Каллесыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли после каждого слога «фер». Например: «фер-Софер-Бофер-Ка» - «собака», «фер-Мафер-Шифер-На» - «машина» и т. п. Еще одна находка - «перевертыши» из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп («попугай»), Анидаг («гадина»)? Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство языка (интуитивную грамотность), а заодно вызовут интерес к перечисленным книжкам.
{social}