Психическое развитие на втором году жизни

Психическое развитие на втором году жизни

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя немного медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается продолжительность бодрствования до 4-5 часов. Нормально развитые дети очень подвижны, они находятся преимущественно в положительном эмоциональном состоянии, много лопочут, часто улыбаются, смеются, радуются общению со взрослыми.

Совершенствуется ходьба и другие двигательные привычки. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, приобретают большую ловкость, координации: лучше выходят действия с кубиками, с мячом, со сложными игрушками. Ребенок комически копирует взрослых.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с разными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

Истерики

Истерика - это смесь злости и разочарования. Когда эти чувства нарастают и становятся невыносимыми, ребенок спасается от них бесшабашным образом. Находиться с ребенком, который бьется в истерике - испытание не для людей со слабыми нервами. Малыш и сам может сильно испугаться, что таким поведением навредит матери. Если истерика случается в общественном месте - лучше отойти с ним в уютный уголок, где можно будет его обнять и подождать, пока он успокоится. Потом спокойно выяснить причину истерики. Надо научиться переносить истерики, потому что без них не происходит взросления малыша. Если они возникают часто - необходимо призадуматься о манере воспитания и притеснение ребенка в семье.

Страхи

Дети обычно ощущают разные виды страхов на разных этапах своего физического, эмоционального и ментального развития. Доминирующие страхи характерные для каждого периода (возрастной группы).

Детей в возрасте от одного до двух лет могут напугать такие вещи:

  • громкие звуки,
  • разлука с родителями,
  • появление незнакомых людей,
  • отверстие стока в ванные или бассейне (где малыш купается),
  • засыпание и сон,
  • травма.

Благодаря страхам после первого года жизни малыш учится остерегаться падений, умно обходить препятствия, предметы, которые кажутся ему опасными, страшными. К году ребенок просто не способен оценить уровень возможной опасности. Некоторые страхи в основе своей имеют полученный ребенком горький опыт.

Один раз укушеный собакой малыш может вся жизнь панически бояться собак. Из этого не следует, что детей нужно всеми средствами оберегать от возможных потрясений и проявлений жизни. Опыт негативный - тоже опыт причем иногда он усваивается даже лучше, чем положительный. С другой стороны, есть вещи, о которых обязательно нужно знать, но личный опыт может оказаться опасным. Так, вы учите ребенка опасаться транспорта, который движется, и ребенок усваивает эту науку без попытки проверить ваши слова на деле.

На второму году жизни практически половина детей ощущает страх при неожиданному появлению постороннего, резкого звука, боли, находясь на высоте и от пребывания в одиночестве. В два года может возникнуть страх перед животными, особенно собаками, и перед транспортом, который движется.

Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше, если отец принимает активное участие в воспитании, и если воспитание не превращается в войну с ощущением «Я», что формируется у ребенка.

Малышу должна быть предоставлена возможность выражения своих переживаний, в том числе и негативных. А задача родителей - своевременно помогать в преодолении реальных и воображаемых опасностей.

Любопытство, любознательность, стремление действовать с большим количеством игрушек и предметов, желание узнать и обдумать - все должно быть подмечено взрослыми, должно ими поощряться. Надо организовать жизнь малыша так, чтобы его интерес к миру не угасал. Игрушки необходимы, но совсем не обязательно, чтобы их было много. Главное - разнообразие. С помощью кукол, набора посуды, мебели и т.п. ребенок может изображать действия взрослых; с помощью мячей, обруча, машин, тележек и др. - устраивать подвижные игры. Игрушки для составления и разборку (матрешки, пирамидки), материалы для строительства (конструктор, кубики, мозаика), а также лопатки, ведерка помогут научиться выполнять целый ряд полезных в будущему действий. Для того, чтобы познание с помощью игрушек было глубоким и разносторонним, нельзя, чтобы большое их количество попадалось на глаза ребенка, потому что они быстро надоедают малышу.