Врет или фантазирует?
Многих родителей пугает, когда их ребенок постоянно рассказывает о том, чего на самом деле не было. Мы спрашиваем себя, кого же растим — неутомимого фантазера или закоренелого лжеца? Для начала давайте сразу же разграничим эти понятия: ложь и фантазия. ФАНТАЗИЯ — это придумывание событий, обстоятельств, диалогов, глобальнее — мира, которых нет и никогда не было. ЛОЖЬ — сознательное искажение информации о произошедших событиях с некой важной для лжеца целью (какими эти цели могут быть — поговорим ниже).
ПЛЮСЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ
Лет до пяти-шести дети практически не различают фантазии и реальность. Баба Яга для них столь же реальна, как и тетя Маша из соседней квартиры. Животные разговаривают и ведут себя, как люди, все предметы — одушевленные. Чем больше узнает ребенок об окружающем мире, тем четче для него граница между выдуманным и настоящим. Детское фантазирование — это не просто «пустые выдумки». Развитая, активная, целенаправленная фантазия — основа креативности, творческих способностей, залог сильного интеллекта и хорошей памяти (а значит — высокой успеваемости и успешности во взрослой жизни). К тому же, фантазия нужна ребенку для многих других целей.
ПОЗНАНИЕ МИРА. Пробуя себя в роли продавца или полицейского, пришельца или рыбки Немо, ребенок осваивает способы поведения, адекватные различным характерам, обстоятельствам, сценариям. Он учится понимать и проявлять не только себя, но и чувства и желания других. В жизни это очень пригодится! Не стоит одергивать «заигравшегося» малыша, напоминая ему, что он Петя, а не Молния МакКуин. Наоборот, родители окажут ребенку огромную услугу (и обретут замечательное подспорье для себя), если скажут: «Вот и замечательно! Кажется, бензин на нуле? Поехали быстрее на заправку!» Манная каша в качестве моторного масла, а котлета и салат для зарядки аккумулятора — тарелки станут чистыми в мгновение ока!
МЕЧТЫ О БУДУЩЕМ. Все величайшие открытия ученых, инженеров, конструкторов начинались с того, что кто-то когда-то представил себе, что невозможное возможно. Может быть, именно ваш неутомимый фантазер поможет человечеству добраться до других галактик, создаст машину времени, сконструирует вечный двигатель... Главное — аккуратно подталкивать его к тому, чтобы мечты подкреплялись реальными делами.
ЛЕКАРСТВО ОТ СТРАХОВ И НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ. Знаете ли вы о том, что малыш, на больничной койке мечтающий о том, как будет играть вместе с друзьями, выздоравливает гораздо быстрее? А в программу подготовки спортсменов высших лиг непременно включают тренировки по созданию «мыслеобраза» себя как победителя. Да и в обычной жизни каждый из нас нуждается в своем особом вымышленном мире, где он самый-самый и где все всегда получается.
ПОДСПОРЬЕ В ОСВОЕНИИ ЗНАНИЙ. Развитая фантазия поможет нарисовать яркие картины, которые позволят воссоздать жизнь литературных героев, показать нечто, происходящее на другом конце света, представить мчащиеся навстречу друг другу с разной скоростью поезда. Без нее не обойтись ни на одном уроке.
ВРЕМЯ РАСЦВЕТА ФАНТАЗИЙ
В жизни каждого человека бывают периоды, когда он погружается в мир фантазий чаще, чем в другое время. Для ребенка это возраст 5-и и 7-и лет (а впоследствии и подростковый период).
В ПЯТЬ ЛЕТ ДЕТИ начинают замечать, что все люди разные, что у каждого есть свои мысли, чувства, желания, увлечения. В этот момент малыш впервые сталкивается с необходимостью разобраться с тем, что же он собой представляет. Это время, когда речь ребенка «уходит внутрь», он прекращает мыслить вслух.
В СЕМИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ фантазирование помогает ребенку освоиться в школе, ему необходимо представлять себе, как бы внутренне проигрывать свои предполагаемые действия с одноклассниками, учителями, родителями и их реакции, выстраивать желаемые и нежелательные цепочки действий и ответов. В эти периоды особенно важно, чтобы ребенок мог побыть наедине с собой, чтобы у него было время и место помечтать. В этом же возрасте желательно начинать обучение ребенка, для чего необходимо нанимать репетитора по различным дисциплинам, в зависимости от талантов вашего ребенка.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ФАНТАЗИЙ
У каждой медали, как известно, есть и оборотная сторона. Увы, фантазия иногда уводит ребенка слишком далеко от реального мира. Это происходит в том случае, когда маленькому человеку в нем оказывается настолько некомфортно, что он с головой погружается в виртуальное существование. Кстати, вовсе не обязательно компьютерное. Ребенок может также «зависать» и в бессмысленном перечитывании книжек или просто в собственных мечтах, которые никак не соприкасаются с жизнью. У такого «ухода» чаще всего следующие причины.
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЖИТЬ В ОКРУЖЕНИИ ПОСТОЯННОГО НЕДОВОЛЬСТВА ВЗРОСЛЫХ. Ребенок чувствует: что бы он ни сделал, все не то и не так. Обычно это связано не с ним, а с какими-то проблемами родителей: родился ребенок «не того» пола, очень похож на «предавшего» супруга или ненавистную свекровь, не проявил таланта в области, к которой был предназначен до рождения и которая стала бы реализацией родительских амбиций.
ВАЖНО! Детям бывает сложно выразить свое недовольство взрослыми, тогда они придумывают «небылицу», выслушав которую, родители могут узнать, о чем думает их надо. Например, не желая обидеть бабушку непризнанием ее кулинарных талантов, малыш рассказывает о злой ведьме, подсыпающей в суп отраву, когда на кухне никого нет. |
Знакома ли вам такая ситуация? Ребенок случайно что-то роняет, разбивает, делает еще что-то подобное. На вопрос родителей о том, как это случилось, он отвечает: «Не знаю. Оно само». Родители негодуют. Они вроде бы и не собирались наказывать малыша за разбитую чашку, но почему он врет?! Давайте посмотрим на ситуацию глазами ребенка. С его точки зрения, он будет виноват лишь в том случае, если возьмет чашку и специально бросит ее на пол. А если она оказалась задета и сброшена его локтем или даже выскользнула у него из рук, он тут ни при чем! Чашка действительно «сама» это сделала. У этого убеждения два основания. Первое — в детской голове еще не сформированы те самые причинно- следственные связи, которые подсказывают нам, взрослым: если чашку толкнуть, она упадет. Второе — мир ребенка антропоморфен. В нем все живое обладает собственной волей и способностью действовать. Поэтому говоря «оно само», он не врет.
НЕУМЕНИЕ ВЫСТРАИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ. Если ребенок очень долго живет исключительно в компании мамы и бабушки, практически не общаясь со своими ровесниками, ему будет достаточно трудно завести друзей. Сложности возникают и у тех детей, которых постоянно предостерегают — «будешь таким жадным (скучным, крикливым), никто с тобой дружить не будет!». В этом случае вместо того, чтобы пытаться преодолеть свою застенчивость, малыш, вероятнее всего, просто замкнется в себе и начнет придумывать друзей, подобно известному герою сказки писательницы Астрид Линдгрен...
ОЩУЩЕНИЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ В РЕАЛЬНОСТИ. В таком случае родители попросту не хотят замечать, что занятия, игрушки, книжки, которые они предлагают ребенку, совершенно ему не интересны. Он определенно хотел бы заняться чем-нибудь другим. Однако, не имея возможности сделать это в реальности, он только фантазирует — мечтает о том, как и что было бы, если бы...
ХОТИТЕ, ЧТОБЫ МАЛЫШ РОС ЧЕСТНЫМ И ПРАВДИВЫМ?
Без помощи родителей малышу трудно разобраться в том, что хорошо, а что не очень, где правда, а где ложь. Наша задача не карать его за каждое слово, показавшееся нам нечестным, а разобраться, в чем причина вранья. И главное — научить ребенка тому, что ложь невыгодна прежде всего ему самому. Ведь с тем, кто врет, не интересно дружить, ему нельзя доверять. Облегчение или решение проблемы, достигнутое с помощью вранья, — всегда временное, а вслед за ним наступают еще более сложные проблемы, и решать их все равно придется... Маленькая «небылица» тянет за собой большую ложь, которая растет, как снежный ком, и вруну уже не оправдаться... Если ребенок уверен, что родители всегда на его стороне, всегда готовы спокойно и доброжелательно его выслушать, понять и помочь разобраться, лгать ему будет просто не за чем.
ЗАЧЕМ ДЕТИ ЛГУТ? ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ. Это, конечно, главная причина. Решить данную проблему несложно: вместо того чтобы наказывать ребенка за поступок, спокойно разберитесь в том, какой цели он хотел достигнуть, его совершая. Обычно оказывается, что цель-то как раз была замечательная, а вот способ ее достижения подкачал. Научите чадо обдумывать свои действия и покажите пример позитивного восприятия собственного опыта. И причин врать больше не будет.
ТРЕБОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ СЛИШКОМ ВЫСОКИ. Родители требуют от ребенка всегда быть идеальным, образцовым... Так как соответствовать идеалу ребенок не может, он вынужден лгать. Если вы хотите вырастить ребенка сильной личностью, умеющей идти к поставленной цели, он должен научиться делать ошибки и извлекать из них уроки, а не наказания.
НА РЕБЕНКА ВОЗЛОЖЕНА НЕПОСИЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ. Это ложь «во благо»: чтобы не расстроить родителей.
ПО ПРИВЫЧКЕ. Или повторяя пример взрослых. «Если звонит бабушка, скажи, что меня нет дома!» — инструктирует малыша мама, которой не хочется разговаривать со свекровью. «Не съешь кашу — не пойдешь гулять!» — предупреждают родители кроху, но по режиму положено, и его собирают на улицу. Эти истории так привычны, что мы не понимаем, что преподаем невинному ребенку уроки вранья.
От ухода в мир бесплодных фантазий недолог путь и до лжи. Ложь, как мы уже выяснили, — это сознательное искажение. Осознанно говорить неправду дети обычно начинают с 4-х лет: до этого их представление о причинно-следственных связях не сформировано, поэтому специально придумать историю, которая скрыла бы следы их проступка, они не могут. Называть ложью то же самое, что и мы, взрослые, дети начинают к 8 годам: до этого они не принимают в расчет намерений говорящего и считают ложью все, что не соответствует действительности.
Наблюдения психологов показывают: лучше и чаще других врут дети с низким уровнем интеллекта. Возможно, это связано с их худшей, чем у сверстников, способностью заранее просчитать последствия своего поведения, из-за чего они чаще попадают в неприятности, которые затем стремятся скрыть.