Врет или фантазирует?

Врет или фантазирует?

Многих родителей пугает, когда их ребенок постоянно рассказывает о том, чего на самом деле не было. Мы спрашиваем себя, кого же растим — неутомимого фантазера или закоренелого лжеца? Для начала давайте сразу же разграничим эти понятия: ложь и фантазия. ФАНТАЗИЯ — это придумывание событий, обстоятельств, диа­логов, глобальнее — мира, которых нет и никогда не было. ЛОЖЬ — сознательное искажение информации о произошед­ших событиях с некой важной для лжеца целью (какими эти цели могут быть — поговорим ниже).

ПЛЮСЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ

Лет до пяти-шести дети практически не различают фантазии и реальность. Баба Яга для них столь же реальна, как и тетя Маша из соседней квартиры. Животные разговаривают и ведут себя, как люди, все предметы — одушевленные. Чем больше узнает ребенок об окружающем мире, тем четче для него граница между выдуманным и настоящим. Детское фантазирование — это не просто «пустые выдумки». Развитая, активная, целенаправленная фантазия — основа креативности, творческих способностей, залог сильного интеллекта и хорошей па­мяти (а значит — высокой успеваемости и успешности во взрослой жизни). К то­му же, фантазия нужна ребенку для мно­гих других целей.

ПОЗНАНИЕ МИРА. Пробуя себя в роли про­давца или полицейского, пришельца или рыбки Немо, ребенок осваивает способы поведения, адекватные различным характерам, обстоятельствам, сценари­ям. Он учится понимать и проявлять не только себя, но и чувства и желания дру­гих. В жизни это очень пригодится! Не стоит одергивать «заигравшегося» ма­лыша, напоминая ему, что он Петя, а не Молния МакКуин. Наоборот, родите­ли окажут ребенку огромную услугу (и обретут замечательное подспорье для се­бя), если скажут: «Вот и замечательно! Кажется, бензин на нуле? Поехали бы­стрее на заправку!» Манная каша в каче­стве моторного масла, а котлета и салат для зарядки аккумулятора — тарелки станут чистыми в мгновение ока!

МЕЧТЫ О БУДУЩЕМ. Все величайшие от­крытия ученых, инженеров, конструк­торов начинались с того, что кто-то когда-то представил себе, что невозмож­ное возможно. Может быть, именно ваш неутомимый фантазер поможет человече­ству добраться до других галактик, создаст машину времени, сконструирует вечный двигатель... Главное — аккуратно подталкивать его к тому, чтобы мечты подкрепля­лись реальными делами.

ЛЕКАРСТВО ОТ СТРАХОВ И НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕ­ЖИВАНИЙ. Знаете ли вы о том, что малыш, на больничной койке мечтающий о том, как будет играть вместе с друзьями, выздоравливает гораздо быстрее? А в программу подготовки спортсменов высших лиг непременно включают трени­ровки по созданию «мыслеобраза» себя как победителя. Да и в обычной жизни каж­дый из нас нуждается в своем особом вы­мышленном мире, где он самый-самый и где все всегда получается.

ПОДСПОРЬЕ В ОСВОЕНИИ ЗНАНИЙ. Разви­тая фантазия поможет нарисовать яркие картины, которые позволят воссоздать жизнь литературных героев, показать нечто, происходящее на другом конце света, представить мчащиеся навстре­чу друг другу с разной скоростью поезда. Без нее не обойтись ни на одном уроке.

ВРЕМЯ РАСЦВЕТА ФАНТАЗИЙ

В жизни каждого человека бывают периоды, когда он погружается в мир фантазий чаще, чем в другое время. Для ребенка это возраст 5-и и 7-и лет (а впоследствии и подростковый период).

В ПЯТЬ ЛЕТ ДЕТИ начинают замечать, что все люди разные, что у каждого есть свои мысли, чувства, желания, увлечения. В этот момент малыш впервые сталкивается с необходимостью ра­зобраться с тем, что же он собой представляет. Это время, когда речь ребенка «уходит внутрь», он прекращает мыслить вслух.

В СЕМИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ фантазирование помогает ребенку освоиться в школе, ему необходимо представлять себе, как бы внутренне проигрывать свои предполагаемые действия с одно­классниками, учителями, родителями и их реакции, выстраи­вать желаемые и нежелательные цепочки действий и ответов. В эти периоды особенно важно, чтобы ребенок мог побыть нае­дине с собой, чтобы у него было время и место помечтать. В этом же возрасте желательно начинать обучение ребенка, для чего необходимо нанимать репетитора по различным дисциплинам, в зависимости от талантов вашего ребенка.

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ФАНТАЗИЙ

У каждой медали, как известно, есть и оборотная сторона. Увы, фантазия иногда уводит ребенка слишком далеко от реального мира. Это происходит в том случае, когда маленькому человеку в нем оказывается настолько некомфортно, что он с головой по­гружается в виртуальное существование. Кстати, вовсе не обя­зательно компьютерное. Ребенок может также «зависать» и в бессмысленном перечитывании книжек или просто в соб­ственных мечтах, которые никак не соприкасаются с жизнью. У такого «ухода» чаще всего следующие причины.

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЖИТЬ В ОКРУЖЕНИИ ПО­СТОЯННОГО НЕДОВОЛЬСТВА ВЗРОСЛЫХ. Ребенок чувствует: что бы он ни сделал, все не то и не так. Обычно это связано не с ним, а с какими-то проблемами роди­телей: родился ребенок «не того» пола, очень похож на «предавшего» супруга или ненавистную свекровь, не проявил таланта в области, к которой был пред­назначен до рождения и которая стала бы реализацией родительских амбиций.

ВАЖНО! Детям бывает сложно выразить свое недовольство взрослыми, тогда они придумывают «небылицу», вы­слушав которую, родители могут узнать, о чем думает их надо. На­пример, не желая обидеть бабушку непризнанием ее кулинарных та­лантов, малыш рас­сказывает о злой ведьме, подсыпаю­щей в суп отраву, когда на кухне никого нет.

Знакома ли вам та­кая ситуация? Ре­бенок случайно что-то роняет, раз­бивает, делает еще что-то подобное. На вопрос родите­лей о том, как это случилось, он отве­чает: «Не знаю. Оно само». Родители не­годуют. Они вроде бы и не собирались наказывать малыша за разбитую чаш­ку, но почему он врет?! Давайте посмо­трим на ситуацию глазами ребенка. С его точки зрения, он будет виноват лишь в том случае, если возьмет чаш­ку и специально бросит ее на пол. А ес­ли она оказалась задета и сброшена его локтем или даже выскользнула у него из рук, он тут ни при чем! Чашка дей­ствительно «сама» это сделала. У этого убеждения два основания. Первое — в детской голове еще не сформированы те самые причинно- следственные связи, которые подсказывают нам, взрослым: если чашку толкнуть, она упадет. Второе — мир ребенка антропоморфен. В нем все жи­вое обладает собственной волей и способностью действовать. Поэтому говоря «оно само», он не врет.

НЕУМЕНИЕ ВЫСТРАИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ. Если ребенок очень долго живет исключительно в компании мамы и бабушки, практи­чески не общаясь со своими ровесниками, ему будет достаточ­но трудно завести друзей. Сложности возникают и у тех детей, которых постоянно предостерегают — «будешь таким жадным (скучным, крикливым), никто с тобой дружить не будет!». В этом случае вместо того, чтобы пытаться преодолеть свою за­стенчивость, малыш, вероятнее всего, просто замкнется в себе и начнет придумывать друзей, подобно известному герою сказ­ки писательницы Астрид Линдгрен...

ОЩУЩЕНИЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ В РЕАЛЬНОСТИ. В таком случае родители попросту не хотят замечать, что за­нятия, игрушки, книжки, которые они предлагают ребенку, совершенно ему не интересны. Он определенно хотел бы заняться чем-нибудь другим. Однако, не имея возможности сде­лать это в реальности, он только фантазирует — мечтает о том, как и что было бы, если бы...

ХОТИТЕ, ЧТОБЫ МАЛЫШ РОС ЧЕСТНЫМ И ПРАВДИВЫМ?

Без помощи родителей малышу трудно разобраться в том, что хорошо, а что не очень, где правда, а где ложь. Наша задача не карать его за каждое слово, показавшееся нам нечестным, а разо­браться, в чем причина вранья. И глав­ное — научить ребенка тому, что ложь невыгодна прежде всего ему самому. Ведь с тем, кто врет, не интересно дружить, ему нельзя доверять. Облегчение или ре­шение проблемы, достигнутое с помощью вранья, — всегда временное, а вслед за ним наступают еще более сложные про­блемы, и решать их все равно придется... Маленькая «небылица» тянет за собой большую ложь, которая растет, как снеж­ный ком, и вруну уже не оправдаться... Если ребенок уверен, что родители всегда на его стороне, всегда готовы спокойно и доброжелательно его выслушать, по­нять и помочь разобраться, лгать ему бу­дет просто не за чем.

ЗАЧЕМ ДЕТИ ЛГУТ? ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ. Это, конеч­но, главная причина. Решить данную проблему несложно: вместо того чтобы наказывать ребенка за поступок, спокой­но разберитесь в том, какой цели он хо­тел достигнуть, его совершая. Обычно оказывается, что цель-то как раз была замечательная, а вот способ ее достиже­ния подкачал. Научите чадо обдумывать свои действия и покажите пример пози­тивного восприятия собственного опыта. И причин врать больше не будет.

ТРЕБОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ СЛИШКОМ ВЫСО­КИ. Родители требуют от ребенка всегда быть идеальным, образцовым... Так как соответствовать идеалу ребенок не мо­жет, он вынужден лгать. Если вы хотите вырастить ребенка сильной личностью, умеющей идти к поставленной цели, он должен научиться делать ошибки и из­влекать из них уроки, а не наказания.

НА РЕБЕНКА ВОЗЛОЖЕНА НЕПОСИЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ. Это ложь «во бла­го»: чтобы не расстроить родителей.

ПО ПРИВЫЧКЕ. Или повторяя пример взрос­лых. «Если звонит бабушка, скажи, что ме­ня нет дома!» — инструктирует малыша мама, которой не хочется разговаривать со свекровью. «Не съешь кашу — не пойдешь гулять!» — предупреждают родители кро­ху, но по режиму положено, и его собирают на улицу. Эти истории так привычны, что мы не понимаем, что преподаем невинно­му ребенку уроки вранья.

От ухода в мир бесплодных фантазий недолог путь и до лжи. Ложь, как мы уже выяснили, — это сознательное искаже­ние. Осознанно говорить неправду дети обычно начинают с 4-х лет: до этого их представление о причинно-следственных связях не сформировано, поэтому специ­ально придумать историю, которая скрыла бы следы их про­ступка, они не могут. Называть ложью то же самое, что и мы, взрослые, дети начинают к 8 годам: до этого они не принимают в расчет намерений говорящего и считают ло­жью все, что не соответствует действительности.

Наблюдения пси­хологов показыва­ют: лучше и чаще других врут дети с низким уровнем интеллекта. Воз­можно, это связано с их худшей, чем у сверстников, способностью заранее просчитать последствия своего поведения, из-за чего они чаще попадают в непри­ятности, которые затем стремятся скрыть.