Как научить ребенка быть щедрым
Все родители хотели бы, чтобы их ребенок вырос щедрым. Но своими напутствиями, поступками, а главное — реакцией на действия ребенка, увы, нередко добиваются прямо противоположного. Что же делать родителям, а чего избегать, чтобы их малыш не стал жадиной? Всегда ли уместно настойчивое требование «поделись, не жадничай»?
Ребенку до полутора лет сложно поделиться игрушкой, для него она — продолжение руки. Это объясняют три причины.
-
Первая причина состоит в том, что, появившись на свет, малыш отделяется от мамы только физически. Психологическое осознание себя личностью произойдет значительно позже — к 2,5-3 годам. И только тогда ребенок сможет начать чувствовать грань между понятиями «мое» — «твое» — «свое» — «чужое». А в первые месяцы жизни кроха ощущает себя неотделимой частью мамы, а маму — частью себя, словно она — его рука или нога, только вот гораздо больше него. Каждый предмет, который оказывается в руках младенца, становится будто им самим, поэтому так сложно отдать его другому, выпустить из рук, будь то игрушка или что-нибудь другое.
-
Вторая причина связана с тем, что напряжение мускулатуры формируется значительно раньше, чем расслабление: хватательный рефлекс у малышей более выражен по сравнению с разгибательным рефлексом. Хватать малыш учится еще будучи в материнской утробе, а вот сознательно расслаблять свои маленькие пальчики — только к шести-семи месяцам внеутробного существования.
-
Третья причина — в узкой направленности внимания малыша: оно устроено таким образом, что ребенок «видит», то есть замечает, главным образом то, чем занято внимание находящегося рядом человека. Наверняка, вы наблюдали в песочнице картину, когда один малыш берет машинку или лопатку, и за нее тут же хватаются все остальные дети. То, что рядом лежат еще пять практически одинаковых игрушек, они просто не замечают. Три названные причины как раз и оказываются физиологической основой того, что, с точки зрения взрослого человека, маленькие детки часто ведут себя, как закоренелые жадины: не отдают игрушку, намертво вцепившись в нее и издавая дикие вопли, не поддаваясь на любые уговоры. Однако не стоит беспокоиться. Это ни в коем случае не жадность! Пройдет буквально пара-тройка месяцев, малыш научится значительно лучше владеть своими руками, замечать то, что находится вокруг него, и от такой «жадности» уже не останется ни малейшего следа.
«ОЙ, ЧТО ИЗ НЕГО ВЫРАСТЕТ-ТО!» Подобный комментарий, без сомнения, расстраивает маму или бабушку. Хочется защитить и себя, и своего ребенка, и свои методы воспитания... Не стоит ввязываться в конфликты. Человек, произносящий такие слова, просто не очень осведомлен о детской физиологии, психологии и нормах развития детей. Лучшим выходом будет спокойный ответ: «Ничего, он скоро научится, спасибо вам за заботу».
В разгаре конфликта
Что делать, чтобы избежать конфликтов на детской площадке? Во-первых, говорить о жадности и щедрости пока бесполезно. Ребенок вас не поймет. Если он схватил чужую игрушку, не отнимайте ее. Это заставит кроху напрягаться еще больше, а значит — крепче сжимать пальцы. Вместо этого спокойно присядьте рядом с ним или возьмите его на руки, одной рукой поглаживайте сжатый кулачок (это поможет расслабиться), а другой — протяните не менее интересную, но «разрешенную» игрушку. Малыш переключится на нее и выпустит предмет раздора. Помните и о том, что момент конфликта — неподходящее время для воспитания. Если вы считаете, что дети смогут разобраться сами, их силы равны, и дело не дойдет до драки, лучше всего предоставить малышам возможность разобраться самим. Ребенок должен научиться и настаивать на своем, и защищать себя, и уступать. С мамой, которая всегда на страже его интересов, он этому не научится. Если игрушка, послужившая причиной раздора, принадлежит вам, заберите ее, а спорщика выведите из песочницы. Отойдите в сторону, дождитесь, пока ребенок успокоится, и спокойно объясните, что драться из-за игрушек плохо, так не поступают такие замечательные малыши, как он. И не забывайте, что ребенок имеет право НЕ делиться с детьми, если он не хочет... Воспитательные беседы лучше оставить на потом — в эмоционально напряженном состоянии дети не слышат никаких увещеваний. Они запоминают только одно: мама или папа мной недовольны, они против меня, они меня не любят... Ни к чему хорошему это не приведет.
Объясняли вы когда-нибудь вашему ребенку, кому принадлежат все игрушки? Если задуматься, то они все — не столько его, сколько ваши, ведь именно вы их покупали.
На этом основании поделите все имеющиеся машинки, куклы и мячики на две части: основная будет «мамина» (соответственно, за вами последнее слово, кому разрешать играть с ними и когда). Вторая часть, поменьше — это собственность малыша. В нее должны войти те игрушки, которые ему действительно очень дороги, и те, которые ему подарили. То есть, например, то, что принесли ему на день рождения — его. А то, что вы купили в магазине — ваше, но вы разрешаете ему с этим играть. Соответственно, в песочнице, в ситуации, когда к вам в гости пришла подруга с детьми, а также если возникает конфликт между братьями и сестрами, у малыша нет оснований быть недовольным вашими просьбами отдать вашу игрушку. Но ребенок имеет право распоряжаться своими игрушками полностью по собственному усмотрению. А ваше родительское дело — его в этом полностью поддерживать. Только в этом случае у ребенка правильно сформируется представление о собственности и щедрости, о своем и чужом... Кстати, обычно дети в возрасте двух-трех лет ревностно следят за соблюдением границ «свое» и «чужое»: протестуют, когда гость садится на мамин стул или бабушка берет папину или его, «малышовую» чашку.
От 1,5 до З лет: граница между «своим» и «чужим»
Ближе к двум годам у детей просыпается интерес к сверстникам. Однако до дружбы им еще расти и расти. В этом возрасте другой ребенок для вашего малыша — «движущаяся игрушка», примерно одного с ним размера и поведения... Сейчас для него главное — наблюдать и повторять действия других детей. Поэтому сохраняется ситуация, когда один взял игрушку, и она сразу же понадобилась всем остальным. Чтобы восстановить мир в песочнице, предложите крохе: «Хочешь катать машинку, как Петя? Вот, смотри, такой же красный грузовичок!». При этом важно понять, какую именно особенность игры хочет повторить малыш. Например, Петя катает машинку. Но что привлекло внимание малыша? Ему нужна именно красная машинка? Или грузовик с кузовом? Веревочка, за которую его можно тащить за собой? Мир будет восстановлен лишь в том случае, если его желание и ваше предложение совпадут.
Кто в доме хозяин?
Чтобы помочь малышу научиться правильно выстраивать отношения со сверстниками, делиться и не ссориться из-за игрушек, можно использовать несколько хитростей. Кстати, они также помогут ребенку сформировать способность правильно понимать личное пространство, отстаивать себя и свои интересы.
Личное пространство
Точно так же, как у ребенка старше двух лет есть его личные игрушки, у него должно быть четко осознаваемое им личное пространство: свое место за столом, своя кроватка, крючок с полотенцем в ванной, вешалка в прихожей, столовые приборы и так далее. А у мамы, папы, бабушки, сестры или брата — свои. Запомните: ребенок научится уважать и беречь чужое имущество, игрушки, личное пространство других людей ровно в той степени, в которой вы уважаете и оберегаете его собственное.
Смотри, как он рад!
Гораздо лучше слов ребенок понимает эмоции. Дайте ему убедиться на собственном опыте, как радуется человек, которому он что-то дарит, с которым делится. Начните с домашних: приготовьте сюрприз папе или бабушке, а с ними договоритесь заранее, чтобы они радовались посильнее. Ведь как часто бывает: малыш предлагает бабушке откусить кусочек яблока, а она отказывается: «Зачем, мол, мне, кушай сам, я обойдусь». Ребенок запоминает: делиться не надо, им и так хорошо...
КСТАТИ, А КАК БЫ ВЫ САМИ ОТВЕТИЛИ НА ВОПРОС: ВСЕГДА ЛИ ХОРОШО И НЕОБХОДИМО ДЕЛИТЬСЯ? Ведь в жизни много ситуаций, когда человек имеет полное право отстаивать как собственное имущество, так и взгляды, убеждения, право быть самим собой и поступать по-своему. Было бы здорово, если бы вы захотели и нашли время поделиться с подрастающим ребенком мыслями и историями из своей жизни.
Возраст от 1,5 до 3 лет — время начать развивать у ребенка понимание того, что все в мире делится на «свое» и «чужое». Хорошо, если ребенок усвоит, что «чужие» вещи берут лишь с разрешения владельца и обращаются с ними аккуратно. При этом надо не просто попросить разрешения взять чужую игрушку, но и услышать ответ, который бывает не только положительным.
Жадность? Бережливость!
У любого явления есть две стороны. Соответственно, оно может быть и плохим, и хорошим одновременно. Все зависит от отношения к нему, от того, с какой стороны на него посмотреть. Подчеркивание «плохой» стороны ведет к тому, что ребенок начинает считать себя обиженным и «неправильным», снижается его самооценка, он становится озлобленным и агрессивным. Так и получается, что родительские слова: «Ты жадный, поэтому с тобой никто не станет дружить», — со временем становятся реальностью. Если же акцентировать внимание на положительных моментах, то ребенок со временем «перерастет» свое неумение адекватно строить взаимоотношения со сверстниками. Не ругайте, не критикуйте малыша за «жадность», а похвалите за бережливость и внимательное отношение к вещам и игрушкам.
В отдельных, так сказать, особо трудных случаях, вам может пригодиться онлайн консультация психолога, который, в свою очередь, сможет помочь профессиональным советом в сложных вопросах воспитания детей.
СТАРШЕ 3 ЛЕТ: сказочные помощники
После трех лет наконец наступает время обратить внимание ребенка на социальные нормы поведения. К этому возрасту окончательно формируется представление о себе как об отдельной личности. Об этом говорит и то, что они начинают всегда говорить о себе в первом лице («Я пошел, я хочу», а не «Маша хочет»). Теперь уже можно и нужно учить малыша делиться, то есть, выходя, например, на площадку, где возятся его знакомые дети, предложить им поиграть с его новой игрушкой вместе.
Поскольку к трем годам дети уже обычно хорошо разговаривают, научите ребенка всем вежливым формулам просьбы и ответа на нее как положительного, так и отрицательного. Причем, конечно же, сказка, ролевая игра с любимыми персонажами крохи станут в этом деле помощниками лучше, чем скучные назидательные нравоучения. Их малыш, вероятнее всего, пропустит мимо ушей. А вот злоключениям какой-нибудь Буки-Жадюки, страдавшей от того, что никто не хотел с ней водиться, хотя у нее была целая гора игрушек, посочувствует и задумается, стоит ли поступать так же. Еще одно подспорье — старые советские мультики: в них жадины-говядины всегда в проигрыше. Обсудите с ребенком, почему персонаж попал в ту или иную ситуацию, чего он хотел добиться, что из этого вышло, что он приобретал или терял, делая тот или иной шаг. Но не настаивайте на своем мнении. Пусть ваше чадо самостоятельно сделает выводы, что хорошо, а что плохо!
{social}