Большинство родителей уверено, что кукла - это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики 2-3 лет с удовольствием играют с куклами: носят на руках, катают в коляске, кормят и укладывают спать. Одним словом, ведут себя так же, как их ровесницы. Пап нередко шокируют такие игры: появляются ироничные взгляды, осуждающие высказывания, а то и прямые запреты. В действительности же ничего предосудительного или настораживающего здесь нет.
Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.
Кукла дает малышу разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет ребенку действовать понарошку, как будто. Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте. Кроме того, кукла позволяет встать на позицию другого: "оживляя" игрушку, малыш наделяет ее мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми.
Функции куклы
Функции куклы разнообразны. Например, с ней малыш может проигрывать различные конфликты, возникающие в его жизни. Это важный этап в понимании ситуаций и выстраивании отношений с родителями. Все свои действия, которые встречают осуждение взрослых, ребенок вручает кукле: ругает ее за то, что она не кушает кашу или не хочет ложиться спать. Кроме того, такое отыгрывание является психологической защитой малыша.
Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу. Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. В игре в школу - учениками. Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Игра с машинками, детскими электромобилями или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность.
Иногда малыши называют игрушку своим именем: мальчик Тёма крепко прижимает куклу к себе и, открывая дверь в темную комнату, говорит игрушке: "Тёма, пошли!". И тогда у него появляются силы зайти в темноту, взять корзину с конструктором, спокойно и уверенно вернуться. Страх побежден, в глазах - торжество. В этом случае игрушка буквально становится вторым "я" и наделяется бесстрашием, которым пока не обладает сам ребенок. Поэтому и мальчикам, и девочкам необходимы куклы, с которыми они могут себя отождествлять, наделяя их положительными и отрицательными качествами, и делиться какими-то радостями или горестями.
Взаимодействие ребенка с куклой
Однако во взаимодействии ребенка с куклой есть и обратное влияние: образ той или иной куклы "отпечатывается" в ребенке. В этом смысле образы многих современных кукол, как для мальчиков, так и для девочек оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди (против этих кукол, однако, папы не возражают): человек-паук, Бетмен, трансформеры и им подобные. В лучшем случае это простые бойцы спецназа. Многие куклы для девочек "списаны" с подростков, сосредоточенных на нарядах, косметике и развлечениях. Конечно, такие однобокие, жестко заданные образы сильно сужают возможные действия с ними и ограничивают развитие ребенка.
Парадоксально, но для девочек и мальчиков кукольный мир по-разному представляет образ мужчины. У девочек - это нежный женственный Кен и другие "принцы в голубом", у мальчиков же - брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге. В игре же пол куклы занимает отнюдь не главное место. Точнее сказать, самой кукле вообще не обязательно иметь пол: ребенок сам наделит ее теми качествами и признаками, которые ему необходимы. Кукле совершенно не нужны детально проработанные половые признаки, поскольку в игре главное - человеческие отношения, а не четкая дифференциация по половой принадлежности. Более того, такая детализация часто является травматичной для ребенка, акцентируя его внимание на не понятных пока вещах.
Ребенок, мальчик или девочка, прежде всего человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Освоение отношений между людьми, понимание своих и чужих эмоций, чувств, желаний, безусловно, нужны любому, живущему в человеческом обществе.
И посему не лишайте мальчиков игр с куклами - для них это абсолютно необходимо.
{uppod video=http://www.youtube.com/watch?v=S5RSuo2A6Uk comment="Можно ли мальчику играть в куклы"}
{social}