Ребенок, который все помнит, ничего не теряет и доводит каждое дело до конца, - это практически Супермен и Мальвина в одном лице. Такого удивительного гибрида в природе, увы, не существует. Тем не менее по-настоящему внимательные малыши иногда все-таки встречаются. И наши с вами дети, безусловно, должны попасть в их число, тем более что мы знаем, как превратить маленьких шалопаев в собранных и аккуратных граждан.
Вниманием в психологии называют направленность восприятия на отдельный предмет: проще говоря, это означает умение человека сосредотачиваться на чем-нибудь одном, не отвлекаясь на посторонние «шумы и звуки». В каком-то смысле этот навык дан нам от природы, ведь даже месячный младенец способен ненадолго сосредоточиться на предложенном объекте: мамином лице, соске или погремушке. У детей постарше появляется так называемая произвольная концентрация (умение сосредотачиваться даже на том, что тебя не очень интересует), а у старших дошкольников (5-6 лет) уже формируется несколько различных свойств внимания. Если мама в основном домохозяйка и времени на тренировку внимания ребенка не хватает, внимательно ознакомьтесь с нашей статьей.
? Объем внимания - умение воспринимать сразу несколько объектов. Например, хороший объем внимания позволяет школьнику сложить в портфель все необходимые учебники и тетрадки.
? Переключение внимания - способность оперативно переходить от одного дела к другому и обратно. Скажем, если малыш с увлечением строит башню, а вы его вдруг спросите, кто, черт возьми, насыпал лего в банку с орехами, он, скорее всего, не сразу найдется с ответом, даже если прекрасно его знает. Это умение приходит к нам значительно позже.
? Концентрация внимания - сила сопротивления помехам. Оттого, насколько развито это свойство, зависит, например, сможет ли ребенок заниматься, если в соседней комнате работает телевизор.
? Распределение внимания - умение делать несколько дел одновременно.
? Устойчивость внимания -способность долго сосредотачиваться на чем-либо одном. Это качество учителя обычно называют усидчивостью.
До 2 лет
Пока еще вниманием детей управляет внешняя среда. В этот период родителям нужно быть реалистами и не требовать от малыша подвигов вроде «догадайся, какую игрушку я спрятала». Ни за что не догадается!
2 года
Возникают зачатки произвольного внимания. Ребенок уже может понять, что взрослый показывает ему «что-то интересненькое» и, по желанию, переключиться на этот предмет. Задача родителей двухлеток заключается в том, чтобы направлять деятельность чада (сейчас мы рисуем/лепим/бегаем) и привлекать его внимание к деталям («Видишь рожки у жирафа?», «Как ты думаешь, кубик поместится в коробочку?»).
2-3 года
Ребенок умеет следовать простым инструкциям и способен на несколько минут полностью сосредоточиться на том, что ему действительно нравится. Но пока еще дети обращают больше внимания на действия и предметы, чем на слова, которые произносят взрослые. Глубокая концентрация дается малышам с трудом. Сейчас им очень полезны ритуалы: ежедневные повторения одних и тех же действий отлично тренируют внимание.
4-5 лет
Ребенок уже способен разобраться в инструкции взрослого и самостоятельно заниматься делом в течение 10-15 минут.
Но пока еще он путает причину со следствием, а реальность с выдумкой, и потому его внимание распределяется неравномерно.
В этот период дети очень любят подражать старшим и получать их похвалу, и этот факт тоже можно использовать для воспитания внимания, подавая ребенку личный пример («посмотри, как мама старательно убирает квартиру, ни на что при этом не отвлекаясь»).
6-8 лет
Формируется произвольное внимание. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться, и спокойно высиживает на скучном уроке 15-20 минут (дальше учителю необходимо проявить чудеса педагогики). Первоклассник уже справляется с точными письменными инструкциями, но пока еще может путаться во времени.
КТО ТАКОЙ РАССЕЯННЫЙ?
Прежде чем тренировать усидчивость, убедитесь, что на малыша не воздействуют факторы, которые способны свести на нет ваши старания.? Физическая слабость. Внимание требует усилий: если ребенок страдает хроническими заболеваниями или просто недавно переболел гриппом, он, скорее всего, будет рассеянным, и это абсолютно нормально. Особенно мешают концентрации «болячки», затрудняющие дыхание: мозгу не хватает кислорода, и в результате кроха становится слишком подвижным и капризным.
? Склад характера. Маленьким флегматикам сложно «разгоняться» и переключаться с одной задачи на другую, зато у них прекрасно обстоят дела с усидчивостью. Холерики, напротив, моментально загораются новым делом, но вот долго корпеть над ним не будут. У каждого ребенка есть достоинства, главное, чтобы родители (а потом и малыш) научились ими пользоваться.
? Перегрузка. В школе первоклашку заваливают домашними заданиями, а в выходные родители тащат его в музеи или на другие познавательные мероприятия.
В результате перегруженный информацией малыш вообще перестает соображать. Не бойтесь иногда давать детям возможность побездельничать. Между прочим, лень, по мнению психологов, есть не что иное, как экономия энергии: пусть копит на здоровье. У) Отсутствие мотивации. Даже взрослые с трудом заставляют себя заниматься тем, что не доставляет им удовольствия, так чего же требовать от ребенка?!
Если обойтись без унылых заданий нельзя, найдите способ сделать их привлекательными для малыша. И обязательно поощряйте любые - даже крошечные - успехи.
БОРЬБА С ТЕЛЕВИЗОРОМ
Малыша, который вместо того, чтобы слушать бабушкины нотации, увлеченно «витает в облаках», частенько называют невнимательным. Хотя он-то как раз абсолютно сосредоточен, просто на чем-то своем (это так называемое внутреннее внимание).
А вот ребенок, как изваяние, сидящий перед телевизором, всего лишь кажется увлеченным. К сожалению, телевидение не только создает иллюзию внимания, но еще и портит уже сформировавшиеся навыки: на экране постоянно меняются темы и картинки, и малыш просто не успевает сосредоточиться на чем-нибудь одном. В идеале пятилетка должен проводить у телевизора на больше 5-7 часов в неделю.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Существует масса игр на внимание, но для того, чтобы они действительно развивали ребенка, необходимо следовать определенным правилам.
- Усложнять задачу нужно постепенно. Не стоит сразу же вываливать на малыша все возможные трудности. Придумывать новые ограничения и увеличивать после деятельности можно только после того, как он освоится в игре и поймет, что именно от него требуется.
- Строго следите за соблюдением инструкции. До тех пор пока малыш окончательно не усвоит правила, подсказывайте ему нужный порядок действий и обязательно предлагайте помощь. Отличный способ научить ребенка «играть честно» - дать ему возможность самому покомандовать другими игроками: как говорят педагоги, «пока вас учил, и сам разобрался».
- Тренируйте самоконтроль ребенка. Учите малыша сравнивать результаты, оценивать свои достижения, искать и, разумеется, исправлять ошибки.
- Будьте внимательными к малышу. По сути дела, на развитие внимания влияет и искренняя вовлеченность в игру взрослого: подходом «ты порисуй, а я пока посплю», вы ничего не добьетесь.
ИГРЫ ШПИОНОВ
Упражнения на внимание напоминают тренинги для разведчиков или полицейских.
Скажите ребенку, что вы готовите его в Шерлоки Холмсы, и поэтому пусть для начала он попробует:
- Закрыть глаза и описать, во что одет папа.
- Вспомнить, какого цвета халат у бабушки.
- Не поворачиваясь, назвать все предметы мебели, находящиеся у него за спиной.
- Каждый день, приходя домой из сада, определять, какой игрушки не хватает в его комнате.
ДОПРОС ДИВЕРСАНТА
? «Мы поехали на бал». Ведущий (взрослый) задает каверзные вопросы, а ребенок должен отвечать на них, не используя слова «да», «нет», «черное» и «белое» (вы можете самостоятельно определить «штрафные» слова).
? «Данетки». Ведущий загадывает слово, а игроки задают ему вопросы, на которые можно дать только один из пяти ответов: «да», «нет», «и да и нет», «об этом нет информации» и «это не имеет значения». Упрощенный вариант - данетка с подсказкой типа «Я загадал героя сказки «Репка». Усложненный: ограничить количество вопросов (угадай с 7 раз).
ШИФРОВКА ИЗ ШТАБА
? «Лишние фигуры». Заполните лист бумаги строчками, состоящими из геометрических фигур: квадратов, кругов, прямоугольников и так далее. Дайте задание: одну фигуру (например, круг) вычеркивать, другую (например, треугольник) подчеркивать, а остальные не трогать. Засеките время и проверяйте, с какой скоростью ребенок справляется с упражнением.
? «Что изменилось». На столе раскладывают мелкие предметы, ребенок смотрит на них 30 секунд и отворачивается. В это время часть вещей перекладывают на другое место. Задача малыша - определить, что же изменилось в композиции. За каждый правильный ответ дается одно очко, за ошибку - снимается. Упражнение можно варьировать: попросите ребенка запомнить все лежащие перед ним игрушки, а затем, отвернувшись, перечислить их. Другой вариант: спрятать один из разложенных предметов и попросить малыша сказать, чего не хватает.
? «Где чей домик». Такие головоломки есть во многих развивающих пособиях, но их вполне можно нарисовать самостоятельно.
На одной половине листа изображаете зверушек, на другой - их домики. Соединяете рисунки запутанными линиями. Ребенок должен провести по линии пальцем и найти законное жилье каждого животного.
? «Найди отличие». Подыщите малышу побольше похожих друг на друга картинок, которые надо сравнивать в поисках разницы. Внимание также тренируют задания с карточками типа «Найди предмет», «Найди несоответствие», «Раскрась по образцу».
А СЛУХ КАК У ОРЛА
? Читайте небольшое предложение и одновременно постукивайте карандашом по столу. Задача ребенка - правильно сосчитать число ударов и запомнить текст.
? На протяжении минуты малыш рисует круги, а вы в это время хлопаете в ладоши. Ребенок должен начертить как можно больше кругов и при этом сосчитать количество хлопков.
? В течение минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. За округленные треугольники и «остроуглые» круги очки не начисляются.
МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА
? «Топ-хлоп». Дети должны хлопать, — услышав определенное понятие, и топать, когда произносится другое. Можно выбрать правильные и неправильные фразы: кошки мяукают - хлопаем, коровы летают - топаем.
? «Позы». Это игра на запоминание инструкций. Составляете, скажем, такое правило: на один ваш хлопок все приседают, на два - встают на одну ногу, а на три - подпрыгивают. Кто дольше всех не запутается, тот и победил.
ВСПОМНИТЬ ВСЕ
? «Слова». Задача игроков - запомнить максимально длинную цепочку слов. Договариваетесь о теме. Например, фрукты. Судья записывает слова на контрольный лист, а участники говорят:
Яблоко/Яблоко, Груша/Яблоко, Груша, Ананас... Тот, кто запутается или пропустит слово, выбывает.
? «Пуговица». Нужно собрать два набора разных пуговиц. Сначала первый игрок выкладывает три пуговицы, а второй запоминает их. Потом первый закрывает пуговки, а второй повторяет их набор и расположение. С каждым ходом пуговиц становится больше.
{social}