Мы, взрослые, прекрасно знаем, что, как, когда и в какой последовательности следует делать ребенку, - и, разумеется, нас весьма озадачивает, огорчает, а то и серьезно злит внезапный отказ малыша поступать так, «как сказано». Это он нарочно и назло! Увы, праздник непослушания редко устраивается на пустом месте - всему есть свои причины.
Когда вы просите малыша не бегать, создается впечатление, что он включает скрытые где-то ниже спины запасные двигатели. Если уговариваете его не плакать, то ручейки слез превращаются в бурные потоки, угрожая затоплением соседям снизу. Даже предложение попить во время жары вызывает ожесточенные споры! Многие родители, заметив, что ребенок стремится поступать «с точностью до наоборот» в ответ на любую просьбу, начинают активно пользоваться этим. На какое-то время жизнь налаживается.
Так, например, скажешь капризуле «Не будем есть этот суп» - и вот уже чадо обеими руками тянется к тарелке, намереваясь выпить залпом ее содержимое. Однако волшебное правило действует недолго, и его сила распространяется далеко не на все ситуации. Чем старше дети, тем проще они распознают родительские хитрости и тем изощреннее становятся их собственные «схемы» ухода от требований взрослых. Негативизм - не какое-то общее свойство характера, то и дело проявляющееся в различных ситуациях. Это реакция ребенка на игнорирование его потребностей.
Поэтому необходимо анализировать каждый случай в отдельности и искать, чего именно вы не учли, предъявляя свои требования. Не нужно забывать, что у малыша, как и у любого человека, могут быть желания, абсолютно не совпадающие с родительскими. Чем отличается выражение собственного мнения от бессмысленного стремления все делать наоборот? И как же все-таки превратить маленького упрямца в разумного человека?2-3 года
Ослик
В этом возрасте негативизм - один из главных симптомов кризисного периода развития. Ребенку необходимо определить границы своей личности, а это возможно только в том случае, если малыш сумеет понять, чего он хочет и чего не хочет, что ему приятно, а что - нет. Именно поэтому любое предложение взрослого воспринимается ребенком как навязывание решения: словно самый настоящий ослик, он пятится назад, если его просят идти вперед. Например, вы сообщаете, что пора гулять, а малыш отказывается. Тогда вы примирительно говорите: «Хорошо, давай не пойдем на улицу», но он снова не соглашается. Почему? Потому что Ослику не так уж и важно, состоится ли прогулка. Его гораздо сильнее волнует тот факт, что во время спора инициатива находится в ваших руках. Как помочь ребенку почувствовать контроль над ситуацией, не теряя при этом родительского авторитета?
? Убедитесь в том, что малыш не голоден, не хочет пить, не замерз, не вспотел и не желает воспользоваться горшком. В состоянии физического дискомфорта негативизм ребенка достигает высшей стадии, которую можно охарактеризовать строчкой из известной песни В. Высоцкого: «Нет, ребята, все не так! Все не так, р-р-ребята!» Удовлетворив все жизненно важные нужды ребенка, вам будет гораздо проще мирно решить вопрос.
? Не увлекайтесь уговорами. Договариваться с таким малюткой - значит эмоционально заражать у его своим оптимизмом и увлекать л интересными идеями, а не приводить веские аргументы. Если вы куда-то опаздываете, не прибегайте ко «взрослым» объяснениям: «у нас мало времени» или «маму будут ругать на работе». Лучше предложите поиграть в воробьев, которые быстро летят на своих крыльях в воробьиный детский сад.
? Постарайтесь определить, чего же все-таки хочет ребенок, несмотря на его противоречивые слова и реакции. Создайте условия для того, чтобы все выглядело так, будто бы он сам принимает решение. Для этого не торопите малыша с ответом. Может, бегает он и быстро, а соображает медленно. Не «помогайте» наводящими вопросами, чтобы не давать Ослику лишний повод для упрямства.
? При первых признаках негативизма переходите от прямых вопросов и высказываний к альтернативным. Например:«Как ты думаешь: лучше съесть картошку на обед, а рис - на ужин или наоборот?» При этом вы не должны держать в руках тарелку с уже положенной порцией, рассчитывая убедить Ослика сделать «правильный» выбор, - игра должна быть честной! Я Игнорируйте протесты ребенка в серьезных ситуациях, в которых он заведомо не может принять решение. Уважать маленькую личность и давать ей возможность вить веревки из взрослых - вовсе не одно и то же. Ходить или не ходить в детский сад, надевать или не надевать шапку на улицу - решение родителей. Если вы будете невозмутимы и непробиваемы, как тибетский монах, сидящий на битом стекле в позе лотоса, Ослик вскоре перестанет протестовать.
? Если не удается переключить ребенка на диалог, превратите спор в игру, доведя ситуацию до абсурда. Тоже отвечайте «нет» на все, что говорит малыш: «Нет, не пойдем, не играть, не в машинки!» Ради полного сходства можете принять позу морской звезды и немного постучать ногами и руками по полу. Увидев себя со стороны и придя в замешательство, Ослик на некоторое время забудет об упрямстве и бросит все силы на то, чтобы привести в чувство расшалившегося родителя. Воспользуйтесь его смятением и продолжите процесс переговоров.
? Постарайтесь добиться положительного ответа на любой вопрос, даже не относящийся к предмету спора, чтобы сдвинуть упирающегося Ослика с места. Известный американский психолог Д. Карнеги как-то заметил, что переломным моментом в любом споре является первое «да», сказанное оппонентом.
4 года
Обезьяна
По мере развития самостоятельности мышление ребенка становится более гибким и он обнаруживает, что у каждой ситуации может быть несколько исходов. Если пройтись по луже в кедах, действительно ли «все ноги будут мокрыми», как говорит мама, или все-таки не «все»? Негативизм 4-летки вызван тягой к экспериментаторству. Ради проверки своей гипотезы он готов пожертвовать частью родительских нервных клеток. Некоторых взрослых возмущает, что малыш, услышав «нет!», может молча и сосредоточенно начать делать то, что запретили. В таком поведении есть своя логика. Как истинный естествоиспытатель, ребенок не хочет быть голословным, поэтому не спорит, а приступает к опытам. Зато потом, грязный, поцарапанный и обожженный, он возвращается к вам и весь его вид как бы говорит: «Вы были правы, коллега...» Так как же умерить исследовательский пыл неугомонной Обезьяны?
? Пусть все ваши запреты и просьбы сопровождаются объяснениями, подтверждающими риск возникновения всяческих неприятностей в случае непослушания. Очень важно, чтобы вы не только обсуждали один конкретный пример, а касалась множества однотипных ситуаций. Допустим, если вы просите не передавать сигналы с корабля,терпящего бедствие (в смысле не стучать дедушкиными гантелями по батарее), расскажите о том, что звук передается по трубам всем верхним и нижним соседям, а затем красочно опишите мучения разбуженных старушек и младенцев. В результате «капитан» поймет, что другими предметами колотить по батарее тоже не следует. м Не снабжайте ребенка информацией, способной подтолкнуть его к новым рискованным экспериментам. Например, если вы просите малыша не прыгать на крышке водопроводного люка, не увлекайтесь описанием тайн и опасностей подземного города. Достаточно сказать о том, что внутри очень горячо от труб с водой.
? Чаще ссылайтесь на собственный опыт, чтобы малыш видел в вас родственную душу, то есть более опытного экспериментатора, а не морализатора.
? Если ребенок не слушается, несмотря на многочисленные объяснения, не ругайтесь, а помогите проверить его гипотезу, чтобы держать ситуацию под контролем. Например, девочка при каждой удобной возможности пытается взять ножницы, чтобы подстричь кукол. Вместе обрезав локоны одной несчастной принцессе и дав дочке возможность убедиться в том, что изменения имиджа не пошли кукле на пользу, вы сохраните волосы остальным.
? Не злоупотребляйте фразой «Я же говорила!», когда ребенок получает подтверждение вашей правоты. В противном случае он будет стремиться сделать все возможное, чтобы ответить: «Вот, посмотри! А ты говорила...». Подберите книжки, в которых с юмором описываются всевозможные детские шалости, например: «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Вера и Анфиса» Э. Успенского, «Вредные советы» Г. Остера. Слушая их, малыш не только увидит возможные последствия тех или иных поступков, но и обратит внимание на чувства окружающих, далеко не всегда испытывающих восторг от вида разобранного мобильника или «головоногов» на обоях.
Подарите ребенку набор «Юный физик» или другую игру, связанную с постановкой опытов. Эксперименты, проводимые по инструкции, научат его уважительно относиться к технике безопасности.5 лет
ВЕРБЛЮД
Главной причиной негативизма в этом возрасте является обида. Причем обида смертельная! Смыть ее родитель может если не кровью, то хотя бы литром вредной газировки или, на худой конец, молочным коктейлем. Малыш проявляет интерес к поступкам других людей и оценивает их относительно пользы для себя. Выбор такой точки отсчета обеспечивает огромное количество поводов для разочарований. Негативизм - протест ребенка против вопиющего эгоизма окружающих и попытка привлечь их внимание к своим потребностям. Сохраняя надменное выражение лица и поплевывая на взрослых, Верблюд уверен, что тем самым он восстанавливает справедливость. К сожалению,игнорирование подобного поведения помогает далеко не всегда. Сообразив, что родителей уязвить не удастся, ребенок может причинить вред самому себе по принципу: «Пусть назло моей маме у меня палец отмерзнет!» Жесткое пресечение проявлений негативизма тоже «не работает»: с высокой долей вероятности малыш будет сопротивляться еще сильнее. В результате все, что нам остается, - долгие и крайне утомительные переговоры.
? Погладьте ребенка по голове или приобнимите, чтобы в самом начале разговора продемонстрировать свой мирный настрой.
? Спросите малыша, на что он обиделся. Скорее всего, первым ответом будет гордое: «Ни на что!». В этом случае предложите свою версию, чтобы помочь упрямому Верблюжонку вступить в диалог, либо согласившись с вашими словами, либо объяснив, почему они неверны.
? Расскажите, как с вашей стороны выглядит поведение ребенка. Например, он постоянно бьет приятеля и отказывается мириться с ним, потому что тот когда-то якобы отнял у него игрушку. На самом деле вы видели, что друг ребенка всего-навсего поднял с пола машинку. «Но я первый ЗАХОТЕЛ взять ее!» - возмущается малыш. Тот факт, что окружающие не могут читать мысли, может стать для ребенка откровением, и он перестанет мстить приятелю.
Несмотря на доброжелательный характер беседы, настаивайте на том, чтобы малыш извинился перед вами или другой жертвой своего негативизма. Необходимость просить прощения за плохое поведение - хорошее средство от привычки демонстрировать обиду ради того, чтобы мама обняла и успокоила.
? Предложите ребенку другие способы для выражения недовольства, кроме демонстративного игнорирования требований или агрессии. Попросите малыша прямо говорить о том, что его обидело в вашем поведении. Когда ребенок научится пользоваться этим нехитрым приемом в отношениях с родителями, ему будет нетрудно применить его и в общении со сверстниками,
? Обьясните ребенку что "делая все наоборот" или "кому-то назло", он вредит исключительно самому себе. Например, отказываясь на прогулке играть в колдунчики, малыш проведет время одиночестве, в то время как другие будут бегать и веселиться.
? Следите за тем, чтобы вы сами или кто-то из домашних не подавали плохой пример, отказываясь разговаривать с малышом или наказывая его без подробного объяснения причин.
6 лет
ЛЕНИВЕЦ
Вам кажется, что ребенок уже совсем большой, т. к. вроде бы «скоро в школу». На самом деле подобные мысли есть жесточайшее заблуждение. Постоянные напоминания о том, что «парта не за горами», вызывают у малыша разве что тоску. Негативизм 6-летки - это глухая оборона, молчаливое сопротивление Ленивца, отказывающегося слезать с ветки дерева и шевелить лапами.
? Позаботьтесь о том, чтобы все правила и требования были понятны ребенку. Объяснения в духе «ты - будущий школьник» выглядят неубедительно. Лучше привести наглядный пример: «Раньше тебе нельзя было жевать жвачку и встречать ночью Новый год, а сейчас ты подрос и можешь это делать. У тебя выросли руки и ноги, что позволяет тебе самому убирать за собой посуду и заправлять постель». Припомнив все новые права и возможности, полученные ребенком за последний год, вы сможете обосновать и новые обязанности.
? Даже взрослому человеку необходимо собраться с силами, чтобы приступить к выполнению какого-то сложного или скучного дела. Не отказывайте в этом малышу и не требуйте немедленного выполнения вашей просьбы.
? Если у взрослого человека тело на 90% состоит из воды, то у 6-летки - из гордости. Не забывайте об этом, формулируя свои требования. Просьба «быстренько сложить игрушки, чтобы пойти погулять», будет воспринята с большим энтузиазмом, чем недовольное замечание о том, что «в комнате опять свинарник».
? Попросив ребенка о чем-либо, начните выполнять задание вместе, а затем «на минуточку» отлучитесь из комнаты. Ленивцу будет гораздо легче продолжить совместно начатое дело, чем выполнять его в одиночку с начала и до конца.
? К б-летнему возрасту у большинства детей появляется критическое отношение к своим способностям и поступкам. Если ребенок наотрез отказывается делать что-либо, подумайте, не связано ли это со страхом неудачи. Заверения в том, что вы не ждете идеального выполнения задания, помогут наследнику справиться с тревогой.
? Хвалите ребенка за любые проявления самостоятельности и стремление найти компромисс. Только так он поймет, что быть большим и разумным довольно приятно. Я Не запугивайте дошкольника, если все аргументы исчерпаны, а он продолжает проявлять негативизм. «Не научишься считать до ста -будешь хуже всех учиться в школе!», «Не наденешь это платье - будешь самой некрасивой на празднике!» - сами-то вы вряд ли верите в эти «ужасы», а малыш запоминает ваши слова, и, они вселяют в него еще большую неуверенность.
Умение говорить «нет» не раз пригодится ребенку в жизни: например, когда ему предложат сбежать с уроков, попробовать пиво или что-то более опасное. Поэтому не стоит ругать малыша за сам факт отказа слушаться взрослых. Главная задача - научить ребенка отстаивать свое мнение приемлемыми способами, не оскорбляя окружающих и не унижая себя некрасивыми поступками.
{social}