У родителей частенько появляются вопросы: как можно развивать навыки и умения ребенка. Обычно, их авторов подвергают остракизму – мол, общения с мамой и наблюдения за окружающим миром в этом возрасте вполне хватает для развития. На самом деле ребенок с рождения способен проанализировать и запомнить гораздо больше информации, чем кажется. И все полезные навыки формируются с первых дней. Если уж ребенок все равно требует к себе стопроцентного внимания, почему бы ни заняться увлекательными играми. Эксперт Карапузика отвечает на вопросы читателей.
Как помочь малышу запомнить формы и названия цветов?
У меня возникла проблема. Не знаю, как помочь сыночку трех лет выучить основные цвета и формы, если он совсем не хочет учиться. Малыш очень шустрый, любопытный, все время отвлекается, поэтому усадить его для занятий практически нереально. Кроме того, ребенку скучно просто рассматривать фигуры и формы, цвета ему тоже не интересны. Мы с мужем конечно же хотим, чтобы наш сын не отставал в развитии от своих сверстников, но как привить ему любовь к развивающим занятиям? Какой можно найти выход из этой ситуации?
Я рекомендую попробовать походить с ребенком на занятия по системе Марии Монтессори. Возможно, где-то рядом с вашим домом есть такой развивающий центр?
На занятиях по этой системе ребенок сам выбирает, с чем ему «работать» (однако Мон-тессори-материалы располагаются в классе таким образом, что ребенок может выбрать только из тех развивающих игрушек, которые входят в зону его ближайшего развития).
Специально обученный Монтессори-педагог в игровой форме грамотно и спокойно поможет вашему сынишке освоить основные цвета и их оттенки, а также геометрические формы и тела, понятия «больше-меньше», «высокий-низкий», «толстый-тонкий», «дпинный-короткий» и т. д.
Монтессори-педагогика даст все необходимые знания ребенку для подготовки к школе.
Помимо этого, на таких занятиях проходят увлекательные «уроки» по знакомству с окружающим миром и социальной действительностью.
Ваш сынишка расширит свой кругозор, плавно адаптируется в группе детей от 3 до 6 лет (разновозрастная группа, где старшие помогают младшим, а младшие учатся у старших), научится высказывать свою точку зрения, а также слышать и слушать окружающих. Я уверена, что вам и сынишке понравится эта методика!
Как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи?
Говорят, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Но недавно я где-то прочитала, что если начать развивать мелкую моторику слишком рано, то это, наоборот, может привести к задержке речевого развития и даже к заиканию. Скажите, пожалуйста, действительно ли это так? И с какого возраста в таком случае нужно начинать заниматься развитием мелкой моторики ребенка?
Есть такое понятие — золотая середина. Развивая мелкую моторику и речь ребенка, надо знать меру (то есть не перегружать информативностью, эмоциональностью, громкостью и активностью). Чаще всего причиной заикания служат эмоциональная перегрузка, раздражительность и страхи (если нет прямой патологии). Поэтому, развивая малыша, старайтесь его не нагружать.
Развитие речи протекает своеобразно, сложно и неодинаково у всех детей.
У некоторых отмечается раннее появление слов, а также ускоренное (бурное) развитие всей речи. В такой ситуации не нужно побуждать речевую активность ребенка: старайтесь меньше читать вслух и заучивать стихотворения, давать больше времени на отдых.
Когда же наблюдается отставание в развитии речи, нужно, наоборот, активизировать речевую активность: больше рассказывать ребенку, читать, играть, петь. Но и в этом случае это надо делать осторожно, не перенапрягая нервную систему.
В возрасте 6-8 месяцев появляется лепет («ба-ба-ба», «тя-тя-тя»).
К 12 месяцам ребенок произносит множество вариаций из разных слогов («тя-ма-бя-ти», «ма-бя-тя-ти»), которые по интонации похожи на речь взрослых. Малыш уже может произнести свои первые слова («мама», «папа», «дай»).
До полутора лет ребенок использует 30-40 слов. В это время появляется фразовая речь («Дай пить», «Хочу это») и первые повествовательные фразы («Мама идет», «Кукла сидит»). К двум годам в активе ребенка уже 300-400 слов, а к трем годам его словарный запас составляет примерно 1500 слов.
Как научить ребенка рисовать первые простые рисунки?
Мой сыночек в свои 5 лет очень любит разукрашивать картинки, но совершенно не умеет рисовать самостоятельно. Даже обыкновенные солнышко, травка и цветочек у него совсем не получаются... Скоро в школу, и я боюсь, что на уроках рисования мы будем получать плохие отметки. Как помочь малышу?
Не волнуйтесь, всему свое время! Ведь каждый ребенок развивается по своему «графику».
Из письма непонятно, любит ли ваш малыш рисовать. Обычно детки любят то, что у них хорошо получается. Если вы видите, что ваш сын нарисовал что-то непонятное, не спешите разочаровываться. Лучше поиграйте с ним в этот рисунок. Например, расспросите подробно о нем: «Это солнышко?», «А кого оно греет?», «Давай дорисуем зайчиков?» и т. д.
Поиграйте в игру «Нарисуем вместе» всей семьей — возьмите ватман и рисуйте на заданную тему, например «Яблоки». Чем увлеченнее вы будете, тем больше будет желания у вашего ребенка попробовать скопировать (нарисовать точно так же) ваш рисунок.
Когда ребенок научится рисовать яблоко, предложите ему поиграть с цветом (ведь яблоко бывает и зеленым, и желтым, и красным).
Есть еще одна игра, благодаря которой ребенок захочет рисовать. По задумке игры вы с ребенком рисуете по очереди предметы круглой формы (мяч, солнце, яблоко и т. д.), потом квадратной, треугольной, овальной и т. д.
Для увеличения «графического словаря» отправляйтесь по квартире на поиски предметов нужной формы!
Если есть сложности с определением формы предмета, потренируйтесь пообво-дить первые попавшиеся предметы (тарелка, ведерко, чашка).
Успехов вам!