«Мам, мам, послушай! А Петька на подготовке мою линейку схватил. А я его бац по башке! А он как наподдаст мне по ноге!..» - «Хватит болтать ерунду! Ты лучше мне прописи покажи! И расскажи, как на математике ответил...». Родители, озабоченные тем, усвоит ли деточка как следует навыки письма и чтения, как правило, не придают особого значения сагам о «боях местного значения». Дети всегда дерутся и ссорятся. На то в классе и учитель, чтобы за порядком следить! А сейчас о деле надо думать: как пройти собеседование и попасть не абы куда, а в Хорошую Школу.
Нередко мимо родительского сознания проходят вещи ничуть не менее важные для будущего первоклашки, чем умение бойко прочитать пару предложений или решить нехитрую арифметическую задачку.
Бои неместного значения
От того, комфортно ли будет ребенку в классе, во многом зависит и его желание учиться. Любой конфликт с одноклассником, пусть даже это пустяковая перепалка из-за «позаимствованного» ластика, уже выбивает маленького ученика из колеи, отвлекая его от учебы. А когда ребенок чувствует себя одиноким, когда над ним смеются или, тем более, когда он становится объектом травли, то до уроков ли тут вообще?
Ситуация осложняется еще и тем, что в школе малыш, по сути дела, впервые вступает в автономные, не предполагающие посредничества взрослых отношения со сверстниками. И на первых порах строить их совсем непросто, особенно «домашним» детям, которые не ходили в детский сад или ходили от случая к случаю.
Да и детсадовский опыт, надо сказать, помогает лишь отчасти. Ведь в школе дети вступают друг с другом в несколько иные, гораздо более сложные, чем в детском саду, отношения.
И сейчас, пока ваш малыш еще только учится быть учеником, - самое время прислушаться повнимательнее к его рассказам о ссорах и драках и постараться по мере возможностей скорректировать его взаимоотношения со сверстниками. Обратите внимание:
Если не произошло чего-то поистине вопиющего, учитель вряд ли будет рассказывать вам о детских неурядицах. Обязательно расспрашивайте его сами об особенностях поведения ребенка, о том, как складываются его отношения с другими детьми. Если вас насторожило что-то в рассказах самого участника событий, непременно выслушайте версию учителя: она может существенно отличаться от «первоисточника».
Фронт работ
Как показывает опыт, в большинстве случаев причиной детских конфликтов является неумение выстраивать межличностные границы.
Физические...
Причинить человеку боль (ударить, наступить на ногу, дернуть за волосы, уколоть карандашом) - значит грубо нарушить его физические границы. Но любое физическое прикосновение, в том числе и вполне доброжелательное - объятия, поцелуи и прочие нежности - тоже нарушение границ и приемлемо только по обоюдному согласию между друзьями.
...и эмоциональные
Эмоциональная агрессия - насмешки, дразнилки, манипуляции, обидные прозвища - травмирует ничуть не меньше физической. Эмоциональным насилием может стать и неуместное проявление дружеских чувств: стремление навязать свое общество тому, кто хочет уединиться, желание во что бы то ни стало развеселить того, кому грустно.
Собственность материальная...
У маленького ученика впервые появляется серьезное, не игрушечное имущество: портфель, пенал, линейка. И к посягательству на свою собственность, пусть даже ничтожную с точки зрения взрослых, дети реагируют весьма болезненно. Поэтому крайне важно, чтобы будущий первоклашка понимал: любую мелочь с парты соседа можно взять только с его разрешения и обязательно вернуть. Точно так же и сам он имеет полное право требовать уважительного отношения к собственному имуществу.
...и интеллектуальная
подглядеть, что делается у соседа в тетради, дословно повторить ответ предыдущего оратора, скопировать чужую картинку или поделку, даже просто перебить отвечающего у доски - все это, ни много ни мало, посягательство на интеллектуальную собственность, к которой дети относятся не менее, если не более болезненно, чем к материальной.
Мир детей - и мир взрослых
В детском саду жалоба обиженного воспитательнице или призыв ее в качестве арбитра в ссоре, как правило, не считается чем-то особо предосудительным. В школе же дистанция между миром детей и миром взрослых стремительно увеличивается, и ребенок, привлекающий к пространству игры карающего взрослого, воспринимается как разрушитель невидимой, но прекрасно осознаваемой границы. Именно поэтому детский социум так жестоко карает ябед. Таким образом вы подчерпнете множество полезной информации. Тем не менее, нужно обязательно научить ребенка, в каких случаях он имеет полное моральное право обратиться за помощью к старшим:
- систематическая физическая или эмоциональная агрессия;
- вымогательство;
- небезопасные для здоровья и жизни игры с огнем, взрывчатыми веществами и т. д.
- Внимательно, не перебивая, выслушайте ребенка. Если надо, задайте уточняющие вопросы, чтобы прояснить ситуацию. Расспросите ребенка о его чувствах: «Ты злился?», «Тебе было обидно?», «Ты чувствовал себя одиноким?»
- Помогите ему понять, что чувствовал его соперник: «Как ты думаешь, а Никите было из-за чего разозлиться?», «А Катя тоже плакала?»
- Не спешите высказывать негативное мнение о самом конфликте или его участниках, иначе рискуете больше никогда ничего не услышать.
- Дайте ребенку пару часов, чтобы самостоятельно осмыслить произошедшее.
- На сон грядущий расскажите историю про «одного мальчика/девочку», которые оказались в похожей ситуации, и предложите вместе поискать из нее выход.
- Отыграйте конфликт в ролевой игре. Дайте ребенку побыть и в роли жертвы, и в роли агрессора, и в роли арбитра (мамы, учительницы).с
В качестве «учебных пособий» для построения межличностных границ используйте старые добрые книги о школьниках:
- Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
- В. Драгунский «Денискины рассказы»
- В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»
- «Первоклассница»
- «Внимание, черепаха!»
- «Ох уж эта Настя!»
- «Приключения Петрова и Васечкина»
Ведь, несмотря на изменившийся антураж, конфликты и горести современных будущих и нынешних школьников мало чем отличаются от тех, которые приходилось преодолевать героям старых книг и фильмов.