Малыш с упоением посасывает грязный пальчик. На просьбу помыть руки отвечает капризом, а вечером ведь еще надо как-то усадить его чистить зубы... Как заинтересовать кроху скучными гигиеническими процедурами? Для начала перечислим, чего делать точно нельзя: нудно загонять в ванную методом «заезженной пластинки», запугивать опасными последствиями и кричать. Что до объяснений, то их стоит попробовать, но, скорее всего, эффект будет не слишком сильным.
Кроха охотно выслушает рассказ о вредных микробах, но вряд ли надолго испугается маленьких существ, которых не видно и не слышно. Первые выводы "что будет, если..." ребенок сделает только в 5—6 лет. А пока нужно набраться терпения и... играть».
МАЛЕНЬКИЙ ХОЗЯИН БОЛЬШОЙ ВАННОЙ
Важно, чтобы у ребенка в ванной было собственное маленькое хозяйство, которое будет нравиться почти так же, как игровая зона. Выбираем для маленького собственную мыльницу. Разрезаем детское мьио на две-три части: малышу трудно воевать с огромным куском. Зеркало висит правильно, если кроха может без труда в него посмотреться (в противном случае стоит прикрепить к стене маленькое небьющееся зеркальце). Хорошо, если на зеркале найдется место для «наглядной агитации» — наклеек или переводных картинок, на которых мультяшные герои с удовольствием умываются и чистят зубы. Раскладываем на полках яркие губки в виде зверушек, леечки, мисочки.
Чем больше «инвентаря», тем больше интереса чадо проявит к чистоте своего тела. Здоровый консерватизм стоит проявить лишь при выборе зубной щетки: известно, что обычную анатомическую ручку малышу держать удобнее, чем выполненную в виде динозавра или какого-нибудь бакугапа. И обязательно измерьте «ученика», чтобы подобрать под его рост удобный устойчивый стульчик или скамеечку. Ведь когда ты стоишь на полу, упираясь лбом в раковину, и изо всех сил тянешь руки к крану (а вода между тем стекает с задранных ладошек на плечи), удовольствия от процесса не получить.
ЗАЙДЕМ К МОЙДОДЫРУ?
В полтора-два года кроха вполне способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после похода на горшок и после прогулки. У малышей очень развита зрительная память. Повесьте в ванной комнате картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок будет отмечать ярким кружочком или крестиком.
Хорошо, если на полотенце будет изображен любимый сказочный персонаж — Мойдодыр, Колобок или принцесса. Не зовите малыша "мыть руки". Лучше предложите: "Зайдем к Мойдодыру?" Мойдодыру можно рассказать, где мы так испачкались, похвастаться перед ним новым мыльцем. Мойдодыр в ответ оставляет в ванной сюрпризы для старательных учеников, баском подсказывает, как намыливать складочки между пальцами и т. п. Процесс станет увлекательным, не говоря уже о том, что попутно малыш обучится первым ролевым играм. Покажите ребенку, как ловить ладошкой струю воды, как сделать на руках ровный слой пушистой пены, пускайте мыльные пузыри — игры лучше любых указаний научат кроху ловко управляться с краном, мылом и полотенцем.
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ
? «Смой микроба — получи приз»
Бороться с микробами, которых никогда не видел, скучно. Зато как весело побеждать мохнатых монстров! Нарисуйте яркий плакат с «вредителями». За каждое мытье рук ребенок получает право «закалякать» черной краской парочку монстров. Скоро наступает дачный сезон — на природе можно будет прикрепить плакат к дереву и смывать «ужастиков» водяным пистолетом. Договоритесь, сколько «уничтоженных» микробов малыш сможет обменять на реальный приз — новую игрушку или книжку.
? «День красоты»
Поиграйте в салон красоты. Сделайте дочке маникюр с детским бесцветным лаком. Вариант: наденьте на пальчик яркое пластмассовое колечко. Мальчик оценит старые папины часы. Ребенку будет жалко пачкать такую красоту, и мыть руки он будет без напоминаний.
? «Мыльный дизайн»
Намыльте голову себе и ребенку. Из волос в пене можно сделать множество смешных причесок: «рожки», гребень, «Чиполлино»... Взрывы хохота обеспечены! Кроме того существует интереснейшая техника айрис фолдинг - техника складывания фигурок из разноцветной бумаги или лент. Конечно в ванной это мало применительно, но использовать ее можно и нужно.
? «Мультфильм... на стене»
Нарисуйте крупные картинки и повесьте их высоко на стене. Малыш запрокинет голову (вы в это время рассказываете по картинкам сказку), и вы сможете вымыть ее так, что он практически этого не заметит.
? «Кит»
Основная задача этой игры — научить ребенка полоскать рот. Попросите маленького набрать в рот совсем немного воды. Пусть сначала кит «плывет» направо (надувается правая щека, вода перемешается к ней), а потом налево (надувается левая щека). После 30—40-секундного перерыва «китенок» делает струйкой воды «фонтанчик».
НА СВЕЖУЮ ГОЛОВУ
К двум годам можно переходить к следующей гигиенической процедуре — умению принимать душ. У некоторых обучение этому навыку откладывается на неопределенное время: именно после двух лет малыши начинают активно протестовать против мытья головы. Кто-то боится воды, попадающей в носик и глазки. Кто-то успел познакомиться с "щиплющим" шампунем, а у некоторых "кризис второго года" проявляется именно капризами в режимные моменты. Не стоит пытаться помыть отпрыска «через не могу», под аккомпанемент рыданий. «Для любого обучения действует правило: если малышу что-то не удается, надо вернуться , на ступень, которую вы, казалось бы, уже перешагнули, и поработать еще. Достаньте с антресолей самую маленькую, младенческую ванночку или даже тазик. Воды в ней должна быть буквально лужица — 10—15 см. Намыливайте голову и снимайте пену маленькой мягкой губкой — это снизит вероятность попадания шампуня и воды в глаза. Позже возвращайтесь к детской ванночке большего размера, а волосы промывайте из леечки с небольшими отверстиями. Постепенно страх пройдет, и тогда вы сможете снова предложить ребенку попробовать встать под душ.
Начните с небольшого напора. Осторожно поливайте из душа тельце малыша (одновременно он сам может поливать себя из леечки), потом предложите герою встать под струю «с головой». Многих малышей от страха избавляют защитные шапочки-козырьки; кому-то очень нравится быть лягушонком в очках для бассейна. «Хорошо снимает страх перед льющейся на голову водой купание вместе с мамой, продолжает Оксана Лысикова. — Не бойтесь избаловать малыша или воспитать в нем какие-то неправильные наклонности».
Важные требоїіаиия безопасности: мама в момент совместного заппыва должна быть здорова; на ней должен быть купальник; большая ванна должна быть почищена пищевой содой. (Мыло, шампунь и полотенце у каждого свои!) Отлично прогоняют все капризы и страхи следующие забавы:
- намыливание и мытье маминой головы;
- совместное «производство» волн, фонтанчиков и водоворотов;
- выжимание на ручку губки;
- поливание «цветочков» (то есть мамы и себя) из леечки.
КОРОЛЬ МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ И КОРОЛЕВА ЗУБНАЯ ЩЕТКА
- детское мыло для малышей младше пяти не должно быть ядерно-ядовитого цвета и сильно пахнуть;
- чтобы избежать раздражения, выбирайте детское мыло с увлажняющими и смягчающими добавками (с ланолином, глицерином);
- щетина на малышовой зубной щетке должна быть не длиннее 1 см, а длина «головки» щетки должна соответствовать примерно 2 детским зубикам (более длинная щетка не доберется до труднодоступных мест) ;
- зубная паста для малышей до трех лет не должна содержать фтор (впрочем, лучше, если пасту дошкольнику будет выбирать стоматолог, который учтет состояние зубов ребенка и количество фтора в питьевой воде в вашем городе);
- электрические щетки, похожие на игрушки, вредны для тонкой зубной эмали детей младше трех лет;
- зубную щетку надо заменять после любой болезни (если малыш здоров, то раз в два месяца);
- неопрятная мыльница - настоящее «гнездо» для грибков и других патогенных микроорганизмов. Футляр для зубной щетки мешает высыхать щетинкам, поэтому им стоит пользоваться только в поездках;
- любой, даже «бесслезный», шампунь раздражает слизистую оболочку глаз, так что будьте аккуратны;
- структура волос малышей постоянно меняется, поэтому шампунь, как и зубную пасту, надо покупать «по возрасту»;
- малыш, принимающий душ, должен стоять на резиновом коврике (даже если ванна совсем нескользкая)