Доводилось ли вам встречать взрослых (или даже детей школьного возраста), которые не умели бы читать? Вряд ли! Все детки — кто раньше, кто позже — обычно без особых проблем овладевают навыками чтения. При этом, пожалуй, ни одна область детского развития не связана с таким количеством предрассудков, как обучение чтению. Чтение — сфера знаний, в которой достижения малыша обычно очевидны. Но консерваторы от педагогики по-прежнему относятся к раннему обучению чтению негативно. Перед вами их аргументы, а также аргументы их противников.
КОГДА НАЧИНАТЬ?
МИФ ПРОГРЕССИВНЫЙ: учить детей читать нужно уже на первом году жизни. Ребенок начнет читать практически тогда же, когда и говорить. Ведь в первые годы жизни мозг активно растет и развивается и малыш особенно легко воспринимает новые знания.
МИФ КОНСЕРВАТИВНЫЙ: ни в коем случае нельзя учить детей чтению раньше 5—6 лет. До этого возраста ребенок не способен к звуко буквенному анализу и запоминает слова автоматически, а значит, будет не осознанно читать, а лишь угадывать написанное. У таких детей в школе часто бывают проблемы с русским языком.
НА САМОМ ДЕЛЕ: возрастной нормы для обучения чтению не существует. Ребенок научится читать, когда его мозг будет к этому готов, а это зависит от множества причин:
- пола — девочки начинают читать раньше мальчиков;
- ведущей руки — левши и амбидекстры (те, у кого одинаково хорошо развиты правая и левая руки) обучаются в другие сроки, чем правши;
- ведущего канала восприятия - визуалы становятся самостоятельными читателями раньше аудиалов и кинестетиков;
- темперамента — гиперактииного шустрика сложнее усадить за букварь, чем спокойного, уравновешенного малыша.
Точно известно, что не нужно начинать знакомство ребенка с письменной речью раньше, чем он овладеет устной. Обычно это происходит между двумя и тремя годами. В этом возрасте ребенок уже обладает достаточным словарными запасом, говорит полными распространенными предложениями, не путает части речи и четко произносит большую часть звуков. То есть оптимальный возраст для начала обучения чтению, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, - от трех до пяти лет. А для малышей, которые уже начали постигать азы этой трудной науки, мы рекомендуем книги для детей, которые обязательно помогут в этом нелегком деле.
Важно: если у крохи серьезные логопедические дефекты (задержка речевого развития, заикание, серьезное нарушение артикуляции), проконсультируйтесь с логопедом, прежде чем начинать обучение. |
КАК УЧИТЬ?
МИФ ПРОГРЕССИВНЫЙ: обучение по букварю неэффективно и несовременно! Учить ребенка читать нужно по современным развивающим методикам (кубикам Зайцева, карточкам Домана, пособиям Монтессори, Тюленева, Никитина).
МИФ КОНСЕРВАТИВНЫЙ: новомодные пособия учат ребенка не читать, а угадывать! Учиться нужно по проверенным временем традиционным азбукам и букварям, соответствующим методическим рекомендациям.
НА САМОМ ДЕЛЕ: идеальных пособий практически не существует. Самое разумное — заранее ознакомиться со всеми методиками и сочетать те их элементы, которые кажутся вам приемлемыми и нравятся вашему малышу.
Многое зависит от возраста. 2—4-летним малышам можно давать в качестве игрушки магнитную азбуку и показывать карточки со словами, а 4—5-леткам больше подойдут традиционные буквари в сочетании со складовыми кубиками Зайцева.
Обратите внимание: если та или иная методика категорически не подходит ребенку, вы спокойно можете ее заменить на любую другую. Однако не стоит кидаться из крайности в крайность: так вы только собьете малыша с толку и надолго отодвинете счастливый момент, когда он прочтет свое первое слово. |
ДЛЯ ЧЕГО УЧИТЬ?
МИФ ПРОГРЕССИВНЫЙ: обучение чтению способствует развитию всех отделов мозга, формирует межполушарные связи. Чем раньше ребенок научится читать, тем активнее будет его интеллект, тем больших успехов он сумеет добиться в жизни.
НА САМОМ ДЕЛЕ: обучение чтению является мощным стимулом для развития интеллекта, однако не единственным. Рисование, пение, катание на велосипеде или плавание в не меньшей степени способствуют развитию мозга. Преждевременное и слишком интенсивное обучение активизирует работу левого полушария, отвечающего за абстрактное мышление, подавляя деятельность правого, «творческого».
МИФ КОНСЕРВАТИВНЫЙ: уметь читать нужно, чтобы хорошо учиться в школе.
НА САМОМ ДЕЛЕ: безусловно, без беглого чтения невозможно нормальное обучение, однако бьио бы неверным считать это единственным мотивом для раннего обучения чтению.
Уметь читать нужно в первую очередь для того... чтобы читать. Письменная речь — форма коммуникации, без которой немыслима наша цивилизация.
* * *
Миф ленивых родителей: когда ребенок научится читать самостоятельно, родителям не нужно будет тратить время на чтение вслух.
На самом деле: даже освоив грамоту и научившись складывать буквы в слова, кроха еще долго, возможно не один год, будет нуждаться в вашем чтении. Ведь от первого слова до первой самостоятельно прочитанной книги расстояние не меньшее, чем от первого шага до восхождения на Эверест.
Миф ответственных родителей: если ребенок не умеет читать, это говорит о родительской безответственности. У заботливых родителей дети начинают читать раньше, чем ходить!
На самом деле: не стоит учить ребенка чему бы то ни было, в том числе и чтению, лишь для того, чтобы быть не хуже других родителей! Ни к чему, кроме слез, психологических травм и разочарований, это не приведет Сравнивайте ребенка только с ним самим, а не с другими детьми!
Все буквы знает, а не читает - значит, ленится. На самом деле: маленькие дети часто запоминают названия букв, как запоминают названия любых других предметов или явлений; но еще не понимают, что с ними делать. Пока малыш не осознает, что буквы нужны для обозначения звуков, он не научится читать. Скорее всего, он пока просто не дорос до обучения чтению.
{social}