DataLife Engine / Игра в куклы

Игра в куклы

Игра в куклы - самая продолжительная игра в жизни человека: она начинается в глубоком детстве и заканчивается только в подростковом возрасте (а иногда сохраняется и до старости, превращаясь в коллекционирование или лицедейство). Кукла - это игрушка, с которой играют «в жизнь». Она учит воспроизводить стереотипы женского поведения: уход за ребенком, его кормление, укладывание спать и другие действия, которые в обычной жизни направлены на самого малыша.

В таких играх отрабатываются и нравственные модели поведения: игрушки вежливо знакомятся друг с другом или дерутся, их может быть жалко, кукла может плохо себя вести и т. п.

К тому же игра в куклы — сильнейшее средство психологической поддержки для детей. Вместе с нею малыш проживает свои радости и горести, ссоры и обиды, проигрывает ситуации и меняет их финал на позитивный. Это позволяет ему избавиться от тревожности и обрести душевное равновесие, а родителям сделать воспитание детей более самодостаточным процессом.

Когда какие куклы покупать ребенку?

В возрасте до года ребенок еще не умеет играть в куклы, поэтому лучшей «куклой» для него становятся родители. Участие взрослых в детских играх обязательно, ведь играть просто так, без помощи родителей, малыш не научится.

В год уже можно купить малышу первого простенького пупса. Но до двух лет дети кукол не выделяют среди прочих игрушек. Ее бросают, держат то за волосы, то за ногу.

В 3-4 года ребенок уже начинает осознавать, что кукла — игрушка особая. Девочка с особым увлечением пеленает и купает своих «детей» (пупсов) или наряжает больших красавиц. К 5 годам ребенок начинает себя идентифицировать с куклой, мечтать о ней, любить некоторых кукол больше, чем других. Старший дошкольный возраст с его более сложными ролевыми играми требует уже усовершенствованных кукол. Ролевые игры в дочки-матери играются с особым увлечением. Подойдут «сложные», много умеющие пупсы: их кормят, поят, меняют им памперсы, усаживают на горшок и т. п. Постарайтесь только, чтобы игрушка с такими почти детскими функциями все же не была напичкана электроникой, не напоминала требовательного питомца-тамагочи или настоящего ребенка, реагирующего на каждое движение своей маленькой «мамы». Иначе и до невроза недалеко.

Может ли мальчик играть в куклы?

Не просто может, очень желательно, чтобы он играл в них, не встречая негативной реакции родителей. К сожалению, заинтересовавшись «девчачьей игрушкой», кроха мужского пола очень быстро смекнет, что взрослым это не очень нравится - и полностью переключится на пистолеты, машинки и конструкторы. Меж тем, куклы нужны и мальчикам, и девочкам буквально с младенчества. Сначала — неваляшки и матрешки, потом пупсы, о которых нужно заботиться, попутно осваивая навыки одевания, вырабатывая ритуалы кормления и укладывания спать. Мальчики чуть старше года проявляют такой же интерес к куклам, как и к их «транспортным средствам» — коляскам. Затем, в 2-3 года, наступает эра сюжетных игр, и в коробке с игрушками должны оказаться небольшие куколки, желательно — семья. Хорошо, если они подвижны и разнополы. В 4-5 лет приходит черед ролевых кукол - солдатиков, пожарных и т. п. Желательно, чтобы куклы мальчиков и выглядели как мальчики, и были внешне близки своему хозяину по возрасту. Ведь такой пупс - это фактически «второе я», друг и некий выразитель нужд ребенка, с помощью которого он учится общаться, понимать себя и других. В отличие от девочек, мальчикам не нужен большой набор утвари и аксессуаров для кукол. Минимальный набор посуды и мебели мальчику будет куда интереснее разнообразить с помощью конструкторов или кубиков.

Можно ли обойтись без покупных кукол?

Традиционные самодельные игрушки делаются из максимально естественных материалов - дерева, шерсти, соломы, натуральных тканей. Они оставляют ребенку больше простора для воображения: простой лоскуток превращается в его фантазии в роскошное платье, а стилизованно «намеченное» точками лицо или полное отсутствие черт помогают представить куклу и в виде красотки-принцессы, и в виде мужественного рыцаря. Некоторые педагоги (например, сторонники вальдорфской методики) полагают, что такие простое игрушки максимально соответствуют природе ребенка и приносят ему наибольшую пользу. Но все же полностью лишать малыша стандартных покупных кукол не стоит, ведь он живет в социуме, среди других детей. На фоне обладателей Барби хозяин самоделок будет чувствовать себя неловко.

Полезны ли для детей всякие монстры?

Считается, что в играх с человекообразными монстрами дети справляются с естественными страхами. Также «страшилища», традиционно выполняющие функции отрицательных героев, помогают выплеснуть малышу естественную агрессию и накопленный негатив. Но иногда фантазия производителей зашкаливает, и появляются такие чудища, на которые и родителям смотреть страшно. Любая кукла (от пупса до солдатика и человекообразного зомби) - это образ человека. Малыш поневоле отождествляет себя со своей игрушкой, создает собственные представления о мире людей. Картина реального мира может пошатнуться, если малыш пытается населить его людьми-пауками или супергероями — летучими мышами. Впрочем, вредными для психики ребенка могут оказаться не только инопланетяне, вампиры и другие монстры, но и обычные, на первый взгляд безобидные пупсы с ненужными анатомическими подробностями или куклы с нарушенными пропорциями тела. Надо еще учитывать и возраст игрока: кукла, которая хороша для любознательного школьника (например, «беременная кукла» с разборным животом и ребенком внутри), может нанести психологическую травму ребенку помладше. А вообще, о том, хорошая или плохая кукла, говорит иногда выражение ее глаз. У хорошей детской игрушки глаза не могут быть злыми.

Полезна или вредна Барби?

Одни психологи считают, что играя с красоткой и модницей, девочки учатся ухаживать за собой. Другие - что пропорции у куклы нереальные, «нечеловеческие», ни одной девочке таких никогда не достичь. В результате появляются комплекс неполноценности и проблемы с питанием у девочек-подростков. В Англии, например, стали потихоньку приближать куклы, аналогичные Барби, к внешности упитанной девочки-подростка. В Израиле и вовсе Барби запретили и заменили на более реально выглядящих кукол. Кстати, там же игры детей регламентируются чуть ли не законодательно, во всяком случае, право мальчишек играть в куклы превратилось с недавних пор в обязательный элемент воспитания и обучения.

Какая кукла безопасна для ребенка?

Игрушки оцениваются с точки зрения экологической чистоты, педагогического аспекта и психологии. Купленная кукла не может плохо пахнуть. С нее не должна слетать краска, она должна быть изготовлена из качественных материалов. Психологический аспект предполагает, что эмоции, вызываемые куклами, должны быть позитивными. С точки зрения педагогики, важно, чему кукла научит и какие качества разовьет в малыше. Эстетический момент тоже существенен, игрушка должна соответствовать определенному идеалу красоты. Кроме того, каждая игрушка - и кукла не исключение - должна соответствовать возрасту ребенка.

Обращайте внимание на следующие моменты:

Ругать ли ребенка, если он сломал куклу?

Для дошколят естественный этап развития познания - любопытство, как устроена игрушка, как она работает. Но такая модель поведения больше свойственна мальчикам и только по отношению к предметам неодушевленным, например, машинкам. Девочки же могут разрисовать куклу, постричь ей волосы, но никогда не полезут внутрь: для них это очень пугающее зрелище, и если с куклой случается «несчастье» (выпал глаз, оторвалась рука или нога, отклеились ресницы) -это вызывает обычно море слез и запоминается на всю жизнь. В том числе и потому, что, как уже говорилось, ребенок отождествляет себя со своей куклой, и слова кукле больно» для него не пустой звук. Так что если пятилетка случайно сломала свою любимую подружку», не ругайте ее - девочка нуждается в утешении.

{social}

24-10-2011, 11:40
Вернуться назад