Любопытство маленьких детей не знает предела. На что только они ни идут, чтобы докопаться до истины, совершая порой такие поступки, которые кардинально расходятся с представлениями родителей о правильных действиях. Самое время разобраться, почему же дети изучают мир так необычно и все по-разному.
С рождения до 1,5 лет
Первое знакомство с тем, что окружает новорожденного кроху, осуществляется посредством органов чувств — глаз, ушей, кожи, то есть сенсорных систем. Они являются своеобразным каналом доступа информации к головному мозгу малыша. При этом у каждого ребенка ведущей сенсорной системой является, как правило, только одна. Некоторым детишкам легче воспринимать информацию на слух, другим — через зрение, третьим важны тактильные ощущения. Определить ведущую сенсорную систему своего крохи вы сможете сразу же после рождения — на 3-4 месяце его жизни. Благодаря этому удастся избежать многих недоразумений в общении с ребенком.
МАЛЫШ-АУДИАЛ
Мамин голос — вот что самое важное для этого крохи. Даже если она будет разговаривать с ним или напевать песенку, находясь в соседней комнате. Если слышен голос родного человека, значит, он где-то рядом. Подрастая, чадо проявит интерес к музыкальным игрушкам, будет стараться извлечь звуки из любых предметов. Аудиал с удовольствием слушает песенки, музыку и любимые сказки. Эти детишки чрезвычайно чувствительны к похвалам или неодобрению значимых для них людей. Именно поэтому корректировать поведение малыша словесно не слишком сложно. Более подробно о влиянии шума на здоровье ребенка, читайте в статье "Вреден ли для малыша шум?".
ФАКТ! При несовпадении ведущей сенсорной системы у родителей и ребенка им бывает трудно найти общий язык. Особенно часты конфликты в семьях, где мама и папа — визуалы — воспитывают кинестетика. |
МАЛЫШ-КИНЕСТЕТИК
Этот кроха наиболее комфортно чувствует себя у мамы на руках. Таким детям удобно «жить» в слинге или кенгурушке. Им важен тактильный контакт. Наевшись, они долго посасывают мамину грудь просто для удовольствия. Маленькие кинестетики наиболее чувствительны к совместному сну, к температуре воздуха на прогулке, воды для купания, их нельзя трогать слишком холодными или шершавыми руками. Как только кроха научится передвигаться сам, он будет все хватать, тащить в рот, облизывать... Некоторые детишки с подобным восприятием мира становятся настоящими метеорами.
ВАЖНО! Для того чтобы определить ведущую сенсорную систему крохи, присмотритесь к его поведению тогда, когда он сыт, здоров, ему комфортно. При этом малыш должен нуждаться в контакте с мамой или другим значимым взрослым. |
МАЛЫШ-ВИЗУАЛ
Он должен обязательно видеть маму. Кроха будет спокойно сидеть, развлекаться с игрушками, гулить в переноске, пока она в поле его зрения. Стоит ей оказаться за спиной или выйти в другую комнату, ребеночек начинает проявлять беспокойство, крутить головой в поисках исчезнувшей мамы и успокаивается, лишь снова ее увидев. Такие детишки вырастают очень спокойными, ведь они познают мир, просто глядя на него (и частенько довольно брезгливы к тактильным ощущениям). Зато именно из них чаще всего вырастают любители телевизионных просмотров и компьютерных игр. К тому же они очень болезненно воспринимают ситуации эстетического беспорядка. Салфеточки, игрушки, книжки должны лежать очень ровно, на одежде — ни пятнышка, а «воспитанный» ребеночек сидит и спокойно рисует.
СОВЕТ! Если у вашего ребенка отличная от вашей сенсорная система, постарайтесь в общении с отпрыском использовать слова, действия и способы, близкие крохе. Так вы скорее донесете до него нужную информацию. |
С 1,5 до 3-х лет
В этом возрасте детишки уже умеют хорошо ходить и начинают более активное знакомство с окружающим пространством. Изучая его, они демонстрируют два кардинально противоположных подхода.
НАБЛЮДАТЕЛЬ
Такие малыши долго следят за тем, как другие выполняют понравившееся или предлагаемое дело. Так, на детской площадке они сначала посмотрят, как другие детки играют в песочнице, строят куличики, катаются на качелях и каруселях, ездят с горки. И только после того, как приобретут визуальный опыт, будут готовы повторить, попробовать сделать это сами. Из таких детишек обычно вырастают внимательные и очень аккуратные исполнители.
ФАКТ! Наблюдатели в парке будут с удовольствием разглядывать птичек, следить, как они клюют предложенные кем-то семечки. Деятели обязательно должны эти семечки сами сыпать, а за птицами станут бегать, стараясь их непременно поймать. |
СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Обязательно приучайте малыша к тому, что после того, как он посмотрел, надо все-таки и дело сделать. Связано это с тем, что их внимание дольше бывает одноканальным. Так, на занятиях в танцевальной студии или спортивной секции они не могут одновременно смотреть, что показывает тренер и делать упражнение. Такие детки должны сначала посмотреть (причем не только на тренера, но и на других малышей), а потом уже готовы попробовать самостоятельно.
ДЕЯТЕЛЬ
Им абсолютно неинтересно, как и чем заняты другие детишки, зато очень важно все делать самим. Едва их вынимают из коляски, они уже мчатся к песочнице, хватают лопатку и формочки, начинают ими стучать, бросать, лупить все и всех, кто окажется в зоне досягаемости. Они настолько активны, что ни секунды не проводят без дела, им бесполезно говорить: «Посмотри, как надо». Зато, если таким малышам не «обрубить крылья», из них получаются прекрасные новаторы и экспериментаторы.
СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Приучайте кроху дослушивать задание до конца и только потом выполнять его. Не ленитесь, как можно чаще напоминать ему о правилах безопасности при выполнении того или иного действия. Зато деятели легко могут выполнять несколько манипуляций одновременно. Им необходимо предоставлять свободу действий и разрешать (в меру разумного) делать что-то по-своему, а не по указке. В некотрых случаях родителям будет полезно обратится за помощью к детским психологам в центр психологического консультирования в котором вам помогут определить тип ребенка, а также сделают полный и профессиональный анализ поведения вашего чада.
С 3-х до 5-и лет
Детишек этого возраста условно делят на хорошо знакомых всем экстра-вертов и интровертов. При этом не спешите воспринимать особенности этих групп обыденно. Экстраверты, мол, легко и охотно общаются с внешним миром, с другими людьми, а интроверты предпочитают одиночество. Все это лишь вершина айсберга. Суть же в том, что для интровертов наиболее важно все то, что происходит внутри них, а для экстравертов — то, что снаружи.
ЭКСТРАВЕРТ
Для них важно, чтобы в группе были занимательные игрушки, добрая воспитательница и масса других малышей, с которыми можно играть. Во время тихого часа экстраверт уснет, только когда убедиться, что все остальные уже отдыхают. Рассказывая о происходящих в садике событиях, малыш восстановит цепочку внешних действий: «А он ему как дал, а тот как его за волосы схватил!»
СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Не старайтесь подавить чрезмерную общительность малыша — чем быстрее он получить определенный социальный опыт — как положительный, так и отрицательный, тем быстрее научится контролировать свое поведение. Компания для такого ребенка чрезвычайно важна, однако вы должны быть начеку — отслеживайте, с кем дружит ваш отпрыск. Увы, экстраверты в этом отношении неразборчивы. Таким малышам сложно самостоятельно понять реакцию других людей на его поведение, поэтому очень важно обеспечить подобным детишкам так называемую обратную связь. Чаще говорите своему чаду о том, почему вы довольны или недовольны его поведением.
ИНТРОВЕРТ
Для него важно то, какой отклик игрушки, дети, воспитательница найдут в душе, покажутся ли они ему интересными и нужными. Отправляясь на дневной сон, такой малыш хочет, чтобы было удобно, мягко и тепло в кроватке — и он спокойно уснет. Обсуждая прошедший день, интроверт будет говорить о тех чувствах или мыслях, которые он у него породил: «Мне было страшно и неприятно, когда Саша и Ваня подрались. Я хотел позвать воспитательницу, чтобы она их разняла».
СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Самое главное для такого малыша — наличие времени, в течение которого он мог бы побыть наедине с собой. Не перегружайте его общением со сверстниками. Выбирая компанию для крохи, обратите внимание на детишек-интровертов постарше — с ними вашему отпрыску будет о чем поговорить. Не торопите свое чадо — не требуйте от него немедленного ответа на вопрос или быстрой реакции на поручение. Когда он сформулирует свои мысли — вы удивитесь глубине его рассуждений и качеству выполненной работы.
{social}