Давно прошли времена, когда родители мечтали, чтобы их дети стали космонавтами, медиками или академиками. Бизнесмены — вот настоящие герои нашего времени. Можно ли вырастить удачливого бизнесмена из своего ребенка и как это сделать? «Можно, — считает Вадим Сосков, топ-менеджер известной финансовой компании и папа десятилетнего Никиты, — если создать в семье благоприятные условия для его развития в нужном направлении». «У малыша должны быть определенные задатки, развивая которые, можно сформировать черты характера, необходимые в современном деловом мире: самостоятельность в поиске и принятии решений, последовательность в их реализации, умение нестандартно мыслить, а также убедить и повести за собой людей, интуиция, организаторские способности и ответственность за свои слова и поступки». Таково мнение Марата Набиуллина, руководящего работника крупного коммерческого банка, воспитывающего пятилетнего сына Карима и одиннадцатилетнюю дочь Аделю.
Как же разглядеть будущего «владельца заводов, газет, пароходов» в собственном карапузе? Внимательно наблюдая за ним. Ребенок, из которого в будущем может получиться успешный деловой человек, как правило, обладает креативностью, выраженными задатками лидера, самостоятельной, независимой личности. Такие особенности характера чаще всего проявляются в достаточно раннем возрасте. Малыш верховодит в играх, к нему тянутся другие дети, он открыто и смело высказывает свое мнение, ведет себя независимо и среди своих сверстников, и в семье. Кроха эмоционален, общителен, подвижен и, что называется, позитивен. Задача родителей поддерживать, развивать и культивировать в ребенке эти важные для его взрослой жизни качества.
ФАКТ! Самый знаменитый богач всех времен и народов Джон Рокфеллер занимался бизнесом с детства. Он покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой распродавал своим сестрам, а также ловил диких индюшат и выкармливал их для последующей продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер аккуратно складывал в копилку — вскоре он начал ссужать их своему отцу под разумный процент. |
Растим лидера
Вселяйте в малыша уверенность в себе. Подбадривайте его, помогайте идти к цели, учите не зацикливаться на ошибках. Если упал — не ругайте, не сумел что-то сделать — подскажите, случайно что-то сломал — не обращайте особого внимания. В сознании ребенка должна закрепиться установка «я успешен», «я смогу». Не давайте малышу качественной оценки — ты неспособный, ты неаккуратный. Лучше скажите: это можно сделать иначе. Ведь ребенок ошибается от незнания. Важно поощрять его стремление к самосовершенствованию и не допускать появления страха, что он что-то не сумеет сделать. Это превращается в комплексы и неверие в свои силы. Хвалите ребенка. Не забывайте о таком важном средстве, как соревнования. Пусть малыш участвует в состязаниях и конкурсах. Вкус к победе и ощущение успеха — верный способ формирования лидерских качеств, без которых не бывает успешного бизнесмена.
Я сам!
Предоставье ребенку самому разбираться с проблемами, тренируя у него навык самостоятельности. Например, малыш сел на велосипед. Ему хочется ехать быстрее, но мама то и дело стращает малютку: «Не торопись, а то упадешь, разобьешься», хотя даже если малыш перевернется — большой беды не будет. Сначала кроха не верит, но стоит ему в самом деле упасть, так матушка его еще и отшлепает, напоминая тем самым, как она была права. Чего добьется мама такой заботой? У ребенка сформируется страх перед всем новым и боязнь что- либо предпринимать без подсказки. Задача же родителей — дать крохе возможность получить собственный опыт, не делать все за него, не рассчитывать каждый его шаг. Самостоятельность хорошо развивается в творчестве. Любая работа руками связана с мыслительным процессом. Если кроха может сам что-то сделать, починить, он растет в собственных глазах.
Ответственность
Воспитывайте в ребенке ответственность за свои поступки. Сообща занимайтесь семейными делами, давайте малышу поручения, доверяйте ему. Пусть у малыша будут обязанности, которые он должен выполнять без напоминаний. Если он порисовал и не убрал за собой карандаши, они окажутся в другом месте, потому что за него их собрала мама. Найти их теперь не так просто. Малыш должен осознать, что это не наказание, а естественный результат безответственного отношения к своим обязанностям. Объясните ему, что если мы не делаем того, что должны, то получаем обидный результат, виноваты в котором только сами. Нужно учиться лучше организовывать свою жизнь.
ВАЖНО!
Никакие знания, навыки и умения не сделают вашего ребенка успешным, если он не научится ими пользоваться во благо себе и окружающим его людям, самостоятельно анализируя ситуацию и принимая соответствующие решения.
-
Когда ребенок чем-то занят, не вмешивайтесь в творческий процесс с предложениями и замечаниями. Пусть он самостоятельно приобретет ценный для него опыт, а с ним и ощущение собственной значимости.
-
Поддерживайте любые оригинальные мысли, идеи, решения своего ребенка. Восхищайтесь ими, подбадривайте в случае неудачи. Только из нестандартно мыслящих людей получаются великие предприниматели.
-
Будьте сами для ребенка достойным примером. Ведь наблюдая за вами, он учится, как себя вести в тех или иных ситуациях, обдумывать происходящее, планировать свои действия, воплощать задуманное, осознавать проблемы и решать их.
МАЛЫШ И ДЕНЬГИ
Учиться грамотно обращаться с деньгами нужно всем детям, для будущих же бизнесменов это, что называется, зона особого интереса. Важно уметь разговаривать с ребенком о деньгах, обсуждать с ним финансовое положение семьи, бюджет. Посвятите малыша в эту сторону жизни без сложных подробностей, ориентируясь на его возраст. Существует также масса интересных компьютерных и настольных игр, например, «Менеджер», «Монополия», доступно объясняющих детям суть финансовых отношений. С 3-4 лет кроха уже вполне осознает, что с помощью звенящих монеток и шуршащих бумажек можно получать желаемое — в это время и начинайте экономический ликбез.
С 3-х лет
Малыши любят собирать маленькие блестящие предметы. Подарите крохе копилку и предложите складывать монеты туда. Периодически доставайте ее и пересчитывайте накопления. Когда соберется достаточно, предложите малышу прогуляться в магазин и купить себе сладости или игрушку. Так он усвоит, что в обмен на деньги можно что-то приобрести.
С 4-х лет
Ребенок уже способен понять основы товарно-денежных отношений: за что получают деньги и на что их можно потратить. Предложите малышу построить для медвежонка домик, и он «заплатит» за это несколько монеток, или сшить кукле платье и таким образом тоже заработать. А потом с полученными деньгами «пойдите в магазин». Это также научит кроху считать в уме.
С 5-6 лет
Время выдавать малышу карманные деньги. Лучше небольшими суммами, но регулярно. Пусть ребенок отчитывается, куда их тратит. Объясните ему, что деньги нужно тратить с умом. Обсуждать бессмысленные и необходимые расходы лучше всего на конкретных примерах. Разъясните ему, что вместо курточки можно купить целую кучу сладостей или игрушек, но в чем он пойдет гулять, когда на улице станет холодно? Учите ребенка не делать импульсивных покупок, а копить на действительно нужную вещь. Можно взять з коробки, на одной написать «машинка», на второй «конфеты», на третьей «велосипед». Объясните малышу, что если положить все деньги в коробку «конфеты», можно хоть сейчас пойти в магазин и купить сладости. Если он выберет коробку «машинка», некоторое время на нее придется собирать деньги. Если же предпочтет велосипед, то копить на него будет дольше, отказавшись и от конфет, и от игрушки, но зато в итоге он получит вещь, о которой давно мечтал.
Развивайте предприимчивость
Поощряйте желание ребенка самому зарабатывать деньги и помогайте ему найти возможность это делать. Свои первые деньги Никита заработал в парке отдыха в Киеве. Он выиграл два билета на аттракционы, приняв участие в конкурсе. Один билет Никита использовал сам, прокатившись на аттракционе, второй же я предложил ему кому-нибудь продать за половину стоимости возле билетной кассы. По сути это была его первая коммерческая сделка.
Старайтесь сформировать у ребенка правильное представление о богатстве. Объясните ему, что большие деньги не обязательно должны быть связаны с нарушением закона и нечистоплотностью, их можно добывать честным путем, а также помогать людям и делать мир лучше с помощью денег. Рассказывайте малышу про известных предпринимателей, заработавших свои первые деньги еще будучи детьми. Найдите подходящие примеры, которые могли бы вдохновлять ребенка и которым он непременно захотел бы подражать. Как говорил Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, то не надо скликать людей, чтобы они нарисовали чертежи, принесли инструменты и срубили деревья. Просто научи их тоске по бескрайнему морю!»
СОВЕТ! Когда ребенок научится накапливать, объясните ему, что деньги можно и нужно преумножать. Предложите ему одолжить вам определенную сумму. Потом вы вернете их ему с процентами. |
Платить или не платить
Психологи давно спорят, надо ли платить ребенку за выполнение домашних обязанностей и в большинстве своем приходят к выводу, что не стоит. Помощь родителям по дому — обязанность ребенка, и если платить ему за ее выполнение «зарплату», очень скоро он вообще будет отказываться что-либо делать просто так. Вместе с тем молено составить список домашних дел, обозначив, за какие он будет получать разумное финансовое вознаграждение, а за какие — нет. В дошкольном возрасте можно спокойно обойтись без денежного вознаграждения. Но в качестве поощрения может быть незапланированная прогулка или просмотр всей семьей кинофильма. Поскольку ребенок помог родителям с домашними делами, у них появилось свободное время для совместного досуга. Кстати, говорят, что Джон Рокфеллер практиковал товарно- денежные отношения со своими отпрысками в надежде вырастить из них достойную смену себе. У него даже существовал тариф, согласно которому за каждую убитую муху детишки получали по 2 цента, за заточку карандаша — 10, а за урок музыки — 5. Но в итоге, по признанию самого легендарного толстосума, ничего путного из этой затеи не вышло.
Старайтесь как можно больше путешествовать с ребенком. Он должен видеть мир во всем его разнообразии, знакомиться с лучшим, что было создано человеческой цивилизацией. Это развивает кругозор ребенка. Широкое развитие способствует инициативности и деловой активности. Стремление постоянно узнавать и обучаться чему-то новому — именно это отличает менеджера высокого класса от так называемого офисного планктона.
Не экономьте на обучении ребенка английскому языку. В идеале учителей должно быть два — носитель языка и русский преподаватель. На своем опыте я убедился, что хорошее знание грамматики иностранного языка может дать ребенку именно русский преподаватель.
{social}