Когда приучать детей пользоваться столовыми приборами и какие ложки-вилки лучше использовать?
«За маму», «за папу», «за бабушку», — приговариваем мы, ложка за ложкой отправляем в рот крохе яблочное пюре и мечтая о том, чтобы малыш скорее начал есть самостоятельно. Казалось бы, чего проще — взять в руку вилку или ложку?
Для взрослого человека это нечто само собой разумеющееся: не просто схватить их в кулак, а правильно сложить пальцы, изобразив мудреную комбинацию. Мы выполняем данное действие автоматически, не сознавая, насколько это на самом деле сложный процесс. Для малыша, который еще и говорить толком не умеет, зафиксировать между двумя пальцами руки ту же ложку, да еще придерживать ее большим пальцем, может быть просто не под силу. Педиатры настаивают: не торопитесь обучать ребенка пользоваться посудой и столовыми приборами.
5-6 месяцев
КРУЖКА. Педиатры рекомендуют знакомить с ней малыша во время введения прикорма. Обычно ребенок с удовольствием пользуется ею, держа обеими руками.
6 месяцев
ЛОЖКА. Полгода — тот возраст, когда кроху можно постепенно приучать самостоятельно держать ложку. Пока его почти всегда кормит мама, но как раз сейчас у него формируются стереотипы поведения.
1 год
ВИЛКА. Вилку ребенку рекомендуют давать не раньше 1 года. Считается, что этот предмет более сложен в использовании (и не вполне безопасен). Да к тому же, до этого момента малыш просто не ест пищу, которую необходимо «поддевать» вилкой.
2,5-3 года
НОЖ. Первое время не стоит отлучаться от ребенка, когда он будет учиться разрезать ножом сосиски или кусочек курицы.
СОВЕТ! Сначала ваш ребенок будет просто играть с ложкой. Не переживайте! Это своеобразный способ знакомства с предметом, и родители не должны ему препятствовать. |
СОВСЕМ КАК ВЗРОСЛЫЙ!
Сначала все дети держат столовые предметы в кулачке (а кружку — двумя руками). Учить ребенка брать приборы правильно можно начинать, когда ему исполнится год. Но помните: не факт, что ваш ребенок справится с этой задачей со второй и даже пятой попытки. Развитие каждого малыша протекает индивидуально, в формировании навыков большую роль играют особенности работы центральной нервной системы и черты характера. Медлительные малыши освоят эту науку не сразу, но, сосредоточенно оттачивая свое мастерство, прочно зафиксируют умение. Непоседы иногда вообще не хотят брать в руки вилки-ложки. А взяв — тут же начинают использовать не по назначению. У гиперактивных детей навыки пользования приборами формируются немного сложнее и дольше. В среднем держать предметы уверенно, «по-взрослому», дети начинают приблизительно с 3-х лет. Если ребенок отправляется в детский сад, еще не научившись держать вилку и ложку правильно, особенно по этому поводу родителям переживать не стоит, воспитатели обязательно помогут малышу овладеть этой наукой.
5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
-
Не торопитесь научить малыша пользоваться столовыми приборами. Если слишком ускорить процесс обучения, данный стереотип поведения просто не сформируется. У ребенка не до конца зафиксируется знание, в какой руке и как правильно держать вилку, нож.
-
Тем более не надо торопить его начать есть самостоятельно и правильно. Помните из урока по физике? Сила действия равна силе противодействия. Принуждая малыша учиться чему-либо, мы скорее отобьем у него охоту к этому навыку, нежели обучим его.
-
Не манипулируйте детьми. Часто родители придумывают истории, заставляющие детей во что бы то ни стало съедать содержимое тарелки. Таким образом, у них, якобы, быстрее формируется навык пользования приборами. На самом деле истории про «русалочек на дне тарелки, которых надо скорее спасти» лишь развивают в ребенке привычку «есть на бегу».
-
Будьте для ребенка примером. Малыш как губка впитывает увиденное и копирует поведение родителей, подражая им. Так что помните: соблюдая культуру пользования столовыми приборами, мы тем самым обучаем этому и детей.
-
Не забывайте, что ребенок познает мир через игру. Поэтому возьмите на вооружение пару-тройку детских считалочек или игр, благодаря которым знакомство с приборами превратится в забавное приключение. «Вот едет подъемный краник (ложка), вот он черпает нашу кашу, и направляется Ванюше прямо в рот». Бывает, ребенок наотрез отказывается кушать большой ложкой, отдавая предпочтение чайной, или не хочет начать пользоваться вилкой и ножом. И тут не обойтись без игровых методов!
-
Кладите ребенку в тарелку порцию, размер которой он может съесть без остатка.
-
После того, как малыш научится держать столовый прибор в кулаке, вставьте конец ложки/вилки между его средним и указательным пальцами, а большим — зафиксируйте такое положение. Руководите рукой крохи — «покормите» его.
-
Расскажите, когда зубья вилочки должны смотреть вниз, а когда ими правильнее поддевать пищу.
-
Объясните, что не надо шумно пережевывать пищу, плеваться. Рот нужно вытирать салфеткой (покажите на своем примере), вилку класть слева от тарелки, а ложку — справа.
ПОСУДА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Сегодня существует специальная посуда для детей, которая учитывает особенности детских ручек. Она легкая и в тоже время прочная, очень удобная в обращении, с героями сказок и мультфильмов. Использование такой посуды способно поднять малышу настроение, улучшить аппетит. Так что подойдем со всей ответственностью к ее выбору.
Ложки
Первая ложка малыша должна иметь мягкие края, удлиненную ручку, неглубокий передний участок. Такая форма соответствует анатомическим особенностям ротовой полости ребенка, она не будет травмировать его десны. Можно найти также специальные ложки с суженой передней частью. Пища из нее, как из воронки, без лишних потерь попадает в рот малыша. Силиконовые, пластиковые, из нержавеющей стали — все эти детские ложки практичны в использовании. Ручка у этого детского может быть покрыта тонким слоем резины, чтобы она не выскальзывала из неловких пальцев крохи.
Вилки, ножи
Детские вилки — маленькие, без острых краев. Иногда их выпускают с 3-мя, а не с 4-мя зубцами. Предполагается, что малыш пользуется этим прибором, будучи уже подготовленным (освоившим ложку). Чаще всего их производят из стали. Ножики для малышей тоже делают маленькими и ни в коем случае не острыми. Важно, чтобы ручка у прибора была прочная и не скользкая, а конец — закругленный.
Кружки
Правильный переход от бутылочки к кружке помогут обеспечить поильники. Внешне они напоминают маленький термос, а пользоваться ими можно уже с 3-х месяцев. У них есть насадка-носик из силикона или пластика, одна-две ручки, прикручивающаяся крышка. Если вы снимите ее, поильник превратится в чашку. Кружка у малыша должна быть маленькая, аккуратная — так, чтобы ее удобно было держать в ручках. Желательно выбрать кружку с толстыми краями, небольшим диаметром (ребенку сложнее будет пролить на себя содержимое) и двумя удобными ручками. Если у ручек резиновое покрытие, крохе наверняка будет проще ее удерживать.
Тарелки
Для тех, кто только учится кушать самостоятельно, существуют резиновые фиксаторы или тарелки с присосками на дне. За счет них посуда не скользит по столу. А если у нее есть еще и ручка сбоку, мама может ее придерживать. Оптимальная форма первой тарелки ребенка — достаточно широкое дно и еще более широкий край — крохе будет значительно сложнее что-то из нее вывалить. Тарелки с подогревом и специальным резервуаром для горячей воды помогут сохранить блюдо теплым. А встречающаяся в детских магазинах посуда-хамелеон для самых маленьких подскажет вам, изменив цвет, не остыла ли уже поданная каша или суп.
Как научить ребенка есть красиво
Каждая женщина может найти индивидуальный подход к своему неповторимому, отличному от других ребенку. Самое главное для детей — это заинтересованность в процессе, игровая форма, подражание взрослым (или детям немного старше их), и главное — ни в коем случае не применяйте никакого насилия.
{social}