Еще недавно вы умилялись детскому лепету малыша, записывали забавно исковерканные слова в тетрадку и цитировали их родным и подругам. А сегодня обеспокоены: почему ребенок так говорит? К какому возрасту должна сформироваться правильная речь, и могут ли в этом помочь родители?
Скажи «рыба»
На самом деле верное произношение звуков — а родители чаще всего приводят ребенка к логопеду, когда замечают, что ему не дается звук «р» — это лишь один из компонентов правильной речи. Для нее не менее значимы хороший темп речи, интонация, точно расставленные ударения. Еще один немаловажный аспект — активный словарь ребенка, его количественные и качественные показатели, то, насколько быстро малыш подбирает слова. Третий компонент — способность грамотно их друг с другом соединять, складывать слова в предложения. И, наконец, четвертый — это связная речь, умение излагать свои мысли в доступной форме, в виде уже не отдельных предложений, а некого развернутого изложения, стройного рассказа. Все это обязательные составные части правильной речи, и если даже ребенок чисто произносит все звуки, однако при этом, например, говорит вместо «туфель» «туфлев», это тоже повод показать его логопеду».
Что в принципе должно насторожить родителей?
-
Ребенок не произносит некоторые звуки. Если вы сомневаетесь, что малыш справляется с тем или иным звуком, выберите несколько слов, где этот звук встречается в различных позициях (в случае с «с», например, «космос», «собака»), отчетливо произнесите их и попросите сына или дочь повторить эти слова за вами. Чувствуете призвук? Вам кажется, что язык ребенка выскакивает? Обязательно посоветуйтесь с логопедом.
-
Нарушен темп речи. Ребенок говорит слишком медленно или, наоборот, торопится, «комкает» слова, произносит их невнятно, часто ошибается с ударениями.
-
Малыш говорит с грамматическими ошибками. Неправильно образует множественное число (например, «в лесу много пенев и деревов»), неверно употребляет предлоги («кошка вылезла под стола», «ложка упала от стола»). Даже если вы разово услышали нечто подобное от своего сына или дочки, внимательно прислушайтесь к его/ее речи.
-
Кроха запинается. Причем даже в самых простых случаях — когда ребенок говорит о чем-то, что находится у него перед глазами. Это может свидетельствовать о том, что ему трудно подбирать слова, и быть первым признаком начинающегося заикания. Если малыш активно использует слова-паразиты — это тоже тревожный симптом.
-
Ребенку трудно строить предложения. Ему нелегко сформулировать свою мысль, он говорит односложно, просто, отдельными словами или самыми элементарными фразами.
Если хотите, чтобы малыш рано и правильно заговорил, стимулируйте мышление. Вместо того, чтобы механически заучивать с ребенком новое слово (повтори: это «очечник»), подбрасывайте ему задачки на размышление: скажи, что это?
5 советов родителям, которые заботятся о речевом развитии ребенка:
1. ФОРМИРУЙТЕ У РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.
Уже с полугода малыш очень чутко реагирует на то, как мама его слушает, как воспринимает его еще не речевые, а звуковые проявления. Все это закладывает у него представление о том, как надо правильно общаться. Порой мама, сама того не понимая, тормозит речевое развитие ребенка, когда постоянно его одергивает («нет, ты опять неправильно сказал»), не проявляет интереса к его словам (когда тебя не слушают, то и говорить незачем). Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали, поощряйте правильные ответы.
2. РАЗВИВАЙТЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ.
То, что она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на речь, сегодня уже, кажется, ни для кого не секрет. Научите малыша рисовать пальчиками, осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите... С детьми до двух лет можно использовать в занятиях крупу. Вложите в нее маленькие игрушки, чтобы кроха искал их. Или высыпьте на поднос манку, тряхните ее, чтобы разровнять поверхность, а затем нарисуйте на ней пальцем что-нибудь простое. Кружок и веточку, чтобы получилось яблоко. Теперь встряхните тарелку, чтобы яблоко пропало. Для ребенка это настоящее чудо, волшебство, которое он обязательно попробует сделать сам.
3. ПОБУЖДАЙТЕ К РАЗВЕРНУТЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ.
Часто родители дают ребенку новое слово и считают, что единожды поданное, оно осядет в сознании малыша, прочно войдет в его лексикон. Однако на самом деле для этого требуется, чтобы ребенок сам повторил его минимум 8 раз. И употребить его надо именно в контексте — только так мы в полной мере осознаем смысл сказанного. Не стремитесь по одному лишь слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша. Что ты сказал?.. Хочешь яблоко?.. Повтори.
4. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ КАЧЕСТВЕННОЙ, ПРОВЕРЕННОЙ ВРЕМЕНЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
5. ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗВУКОВОЙ СОСТАВ ЗНАКОМЫХ СЛОВ.
Это развивает фонематическое восприятие ребенка. Поиграйте с ним вот в такую игру. Ваш малыш знает, к примеру, что такое вешалка? Отлично! Указывая на нее, спросите ребенка, всем своим видом показывая, что вовлекаете его в игру: посмотри-ка, что это такое?.. Это весарка?.. Это фесалка?.. Это вешайка?.. Это вешалка? Коверкайте слова, как вам подскажет фантазия. Убедитесь в том, что ваш ребенок выберет верный ответ и похвалите его.
ЛОГОПЕД, СУРДОЛОГ, ДЕФЕКТОЛОГ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Вы ждали направления к логопеду, но вместо этого врач посоветовал обратиться к сурдологу или дефектологу. С чем это может быть связано, и кто эти специалисты?
СУРДОЛОГ — врач, занимающийся нарушениями слуха. Если вашего ребенка направили к этому специалисту, вероятно, педиатр предположил: малыш неправильно говорит потому, что плохо слышит. Сразу пугаться этого не следует, люди ошибаются. И только после того, как слух будет исследован с помощью технических устройств, проведена аудиограмма, можно будет сделать окончательные выводы.
ДЕФЕКТОЛОГ формирует речевые навыки у детей с теми или иными физическими и интеллектуальными нарушениями. Вас направили именно к нему? Возможно, врач заподозрил, что нарушения речи у малыша обусловлены проблемами интеллекта. Пугаться этого опять же не стоит. Это всего лишь одно мнение. Поговорите и с другими специалистами: детским психологом, психоневрологом, еще одним педиатром.
Точно в срок
Современные дети развиваются быстро. Некоторые малыши начинают чисто и правильно говорить уже в два года. Другие приобретают этот навык к четырем годам — это норма. От двух до четырех лет — именно тот возрастной диапазон, когда ребенок должен овладеть всей системой языка. В какой последовательности будут появляться правильные звуки, не важно. Гласные и согласные «п», «б», «к», «т», «д», «в» даются ребенку легче всего — когда в 3-4 месяца кроха начинает гулить, он использует именно их. К звукам средней сложности можно отнести свистящие согласные и твердое «л», самые трудные — шипящие, «р», «рь». Но если у вашего сына или дочки «р» появится раньше «л», беспокоиться по этому поводу не стоит. Развитие речи — процесс индивидуальный. И главное, чтобы он в целом продвигался в верном направлении.
МАМА И ПАПА ДОЛЖНЫ АКТИВНО ЗАНИМАТЬСЯ С МАЛЫШОМ УЖЕ С ГОДА Причем важно стремиться не просто «поставить» звуки, гораздо более значимо развить фонематический слух, способность отличать один звук от другого, чувствовать, что щетка, сетка, тетка — совсем не одно и то же. Это основа верного произношения. И чем раньше вы начнете над ней работать, тем скорее ребенок станет правильно говорить. Малыш с хорошим фонематическим слухом, которому пока не по силам чистое «р», будет стараться произнести его, а не просто заменять другим звуком.
ПОСЛЕ 8 ЛЕТ ИСПРАВЛЯТЬ ПРОИЗНОШЕНИЕ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ. В целом на формирование правильной речи природой отпущено не так много времени. Поэтому если ребенку уже исполнилось 4 года, а он, несмотря на все усилия взрослых, продолжает говорить «лыба», «ластеска», «стетка», исправлять ситуацию надо быстро — и с логопедом. В некоторых случаях не стоит ждать и четырехлетнего рубежа. Если ребенок в 2,5 года еще не говорит ни слова, не вслушивается в то, что говорят ему, если он чрезмерно внимателен к вашей артикуляции и не реагирует на речь, если не видит вашего лица, немедленно проконсультируйтесь с педиатром: возможно, малыш плохо слышит. Если он не только не говорит, но толком и не играет, действует с игрушками стереотипно и неадекватно, например, подолгу возит туда-сюда машинку, засовывает куклу головой вниз в детский шкафчик, покажите его психоневрологу: возможно, причиной тому является задержка развития.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ САД ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ?
Проблемы устной речи желательно решить до школы. Если ребенок говорит «раскьядушка», то он и писать это слово станет так же. Более того, раз за разом читая слово, он будет закреплять связь между его графическим, буквенным изображением и неправильным произношением. Вот почему ребенку с выраженными речевыми нарушениями лучше не учиться читать, пока проблема не решится.
В чем помеха?
Есть целый ряд факторов, которые мешают формированию правильной речи у ребенка. Все их можно разделить на биологические и социальные. К первым относятся генетические, наследственные проблемы. Если у мамы долго не было «р», трудности с этим звуком могут возникнуть и у ее чада. Просто потому, например, что он унаследует от мамы некие особенности артикуляционного аппарата, например, короткую уздечку или очень массивный и неповоротливый язык. Свою роль могут сыграть и особенности внутриутробного развития плода, болезни, которые во время беременности перенесла мама, а также трудные или оперативные (кесарево сечение) роды, в результате которых для малыша быстро изменилось давление окружающей среды. Причины социальные — это, прежде всего, дефицит общения и эмоциональный дискомфорт. Мама либо перепоручает ребенка няне, либо общается с ним без интереса. Кстати, качество общения может компенсировать количество. Если вы заняты на работе и можете посвятить крохе не более пары часов вечером, отдайте ему все это время без остатка, поговорите с ним, внимательно слушайте и — вы даже «выиграете по очкам» у мамы, которая провела со своим крохой весь день, но почти им не занималась. Иногда мы сами нарушаем речевое развитие ребенка, бесконечно с ним сюсюкая. Запомните: в общении с малышом вам дозволено коверкать слова лишь в том случае, если вы всем видом даете понять: я с тобой играю. В остальных ситуациях сын или дочь должны слышать от вас образец правильной речи.
Положительную роль в формировании правильной речи у ребенка играет музыкальный слух. Хотя российская педагогика пока не нашла тесной связи между ним и слухом фонематическим, практикующие логопеды уверены: такая связь есть. Слушая с крохой детские песенки и классические мелодии, отхлопывая с ним ритм, играя с металлофоном, вы работаете на то, чтобы ребенок раньше заговорил правильно.
Проблемы сложных, системных нарушений речи лучше решать в садике, утверждают педагоги. А вот во всех прочих случаях лучше остановиться на индивидуальных уроках: так ребенку будет больше внимания, да и программу обучения можно подстроить именно под его проблемы. Однако конечный результат будет зависеть от квалификации специалиста. Выбирайте логопеда «сердцем»: если вам не нравится то, как он общается с ребенком, ищите другого. Не слушайте отговорки: пока результатов нет, но через месяц все наладится. Если с вашим малышом работает классный специалист, прогресс должен быть быстрым.
Если папа — иностранец
Как быть в тех случаях, если ребенок растет в «смешанном» браке, и папа-иностранец не очень хорошо говорит по-русски? Сегодня это актуальная проблема, и единого мнения по этому поводу у логопедов пока нет. До четырех лет ребенку идеально расти в одной языковой среде, если ваш супруг иностранец, примите совместное решение, будете вы общаться с крохой только на русском (что вполне естественно, раз уж вы живете в России) или английском (немецком, французском). Если ваш муж говорит по-русски очень плохо, сильно коверкая слова, пусть пока общается с крохой меньше вас. Не волнуйтесь, ваш ребенок овладеет и вторым языком, но не в период становления речи, когда это затруднит ее формирование. Ведь тот же английский и русский значительно отличаются друг от друга и грамматическим строем, и фонетикой... Учить второй язык можно с пяти лет и при условии, что у ребенка все идеально с первым — не с позиции мамы, а с позиции специалиста.
Лично я раннее обучение иностранному языку не приветствую. Здесь чаще имеют место родительские амбиции, а не реальная польза для ребенка. В этом возрасте обучение происходит без должной доли осознанности самим малышом. Кроме того, если у ребенка есть логопедические проблемы (а таких детей сейчас, увы, большинство), то изучение иностранного языка может негативно сказаться на процессе усвоения системы родного языка — малыш запутается.
Однако раннее знакомство (именно знакомство, а не изучение) с иностранным языком все же полезно для ребенка. В частности, стоит развивать его фонематический слух к иностранному языку — тренировать в различении звуков иностранной речи. Для этого рекомендуется ставить звуковые и видеозаписи, чтобы малыш слышал иностранную речь (заранее определитесь с языком — какой именно хотите изучать). Если малышу нравится разучивать короткие стишки и песенки на иностранном языке — это скорее игра, чем настоящее обучение. Но все вышесказанное не относится к детям-билингвам, которые растут в двуязычных семьях, и к малышам, у которых есть постоянная возможность общаться с носителями языка — почему бы не воспользоваться такой возможностью!»
{social}