Неумение делиться — частая проблема старших детей. А поскольку у первенца больше опыта и веса, то велико искушение «разделять и властвовать» посредством силы и ума: провоцировать драки и отбирать игрушки у маленького. Проблема осложняется еще и тем, что дети не могут оценить уровень своих действий, не знают, как рассчитать силу удара, не задумываются о последствиях.
Тут нужно понимать, что тактильный и психологический контакт детей — основа их привыкания и приятия друг друга. Поэтому если вы вмешаетесь и жестко все поделите или разведете их по разным комнатам, вы только укрепите вражду.
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок был эгоистичен и груб, не допускайте грубости сами. Договаривайтесь с ним и с окружающими при нем — не сомневайтесь, он попробует этот способ общения. Чтобы научить старшего делиться, начните с простого. Пусть сначала не предметами, а эмоциями, заботой и лаской. Покупайте вместе игрушки, спросите: «Как ты думаешь, какие малышу понравятся?» Пусть первенец расскажет младшему, как ими играть, покормит его за столом. Обратите его внимание на то, что младший тоже делится — своей улыбкой в ответ.
МЛАДШИЕ ДОШКОЛЯТА ВОСПРИНИМАЮТ НОВОРОЖДЕННОГО МАЛЫША С БОЛЬШИМ ЛЮБОПЫТСТВОМ, КОТОРОЕ ЧАСТО ПРИНИМАЕТ НЕБЕЗОПАСНЫЕ ФОРМЫ. ЗАСУНУТЬ ЧТО-НИБУДЬ КРОХЕ В УХО, УЩИПНУТЬ И ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО БУДЕТ, - ЭТО НЕ ПРОЯВЛЕНИЕ САДИЗМА, А ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС. В ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ПОСТАРАЙТЕСЬ НЕ ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА.
Что делать?
Смиритесь с тем, что вам трудно будет уберечь малыша от синяков, возникающих по вине старшего. Не вините первенца — уронить кроху он может и случайно. И это не повод ограничивать их общение рукопожатием через решетку манежа. Наоборот — чем больше времени дети будут рядом, тем быстрее старший научится аккуратно обращаться с крохой.
Поймите, что любая драка — это нормально. Дети учатся испытывать незнакомое чувство соперничества и решать конфликты. Это хсивые отношения и учебная ситуация.
Если завязалась ребячья возня, не нужно «влетать и разни мать». Спокойно войдите в комнату, присядьте к малышам и поговорите на равных. Задайте простой вопрос: что произошло? Сделайте акцент на факте, а не на эмоциях (ударился — как себя чувствует, сломал игрушку — давайте ее полечим). И предложите варианты решения. Пусть дети вместе выберут понравившийся. Не сваливайте вину на старшего — он тоже ребенок. Обвиняя его, вы отдаляетесь и провоцируете тем самым его ревность и агрессию к малышу. И знайте: вы устанавливаете правила. Провокации будут, только если вы будете на них «вестись» или когда детям есть чего бояться. Тогда они станут, защищаясь, обманывать.
-
Нельзя запрещать ни драться, ни обманывать. Это все равно будет во внешнем мире, и дети должны уметь защитить себя. Объясните им, что это не «нельзя», а просто «дома не принято» нарушать физические границы.
-
Установите правило на случай конфликта (обратиться за советом ко взрослым или разойтись по разным комнатам). Поясните старшему, что решить миром сложнее, зато выигрывают они оба.
-
Будьте последовательны: если нельзя, то обоим, если наказываются, то вместе, если хорошо, то для всех!
{social}