История маленького левши
Когда узнала, что мой сын - левша, ему было 2 года. И я начала действовать. Если ребенок - левша, что делать? Переучивать, чтобы был, как все, или довериться природе? Ученые отмечают рост количества левшей: в 1928 году среди женщин их было 3,3 процента, а среди мужчин - 4,7 процента. В 1973 году женщин-левшей было уже 8,8 процента, мужчин - 10,4 процента. В 1979 - 1988 годах число женщин-левшей достигло 12,4 процента, а мужчин - 13,9 процента.
Исследования, проведенные среди американских студентов, показали: среди студентов-художников - 20 процентов левшей, 27 процентов амбидекстров (одинаково владеющих обеими руками) и 53 процента правшей; среди студентов других специальностей - 7 процентов левшей, 15 процентов амбидекстров и 79 процентов правшей. Знаменитые левши: Александр Македонский Наполеон Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти Джеймс Клерк Максвелл Иван Павлов Владимир Даль Чарльз Спенсер Чаплин Пол Маккартни Джордж Буш (старший) Билл Клинтон
Ложку и карандаш Саня предпочитал держать в левой руке, говорил, что ему так удобнее и даже изысканные детские рецепты и другие завлекательные маневры не помогали. На правую руку соглашался перейти неохотно или отказывался вообще. В футбольных баталиях голы предпочитал забивать левой ногой. В большинстве статей, которые я нашла в Интернете, утверждалось, что у левшей проблем и трудностей намного больше, чем у других детей: и со здоровьем, и со школой, и с психикой. Я испугалась и решила спешно его развивать, основательно готовить к школе. Мой сын - гений? Развесила буквы, наклеила слова на все предметы в доме, чтобы быстрее научился читать. Вырезать ножницами учила его обеими руками.
Занимались мы этим минут по десять в день. Научились сначала плавным движениям ножниц. У нас вся его комната была завалена бумагой, мы вырезали практически все: картинки из журналов, газет, рекламок, графики, буквы, животных. Когда ему исполнилось три года, записала его на занятия по подготовке к школе, в изостудию, на английский и в секцию таэквондо - чтобы он окреп физически. Читать Санька научился довольно быстро. (Правда, первые его попытки самостоятельно читать мы сразу пресекли, т. к. он стал читать справа налево!) Новые знания усваивал легко. Великолепно рисовал. Получил желтый пояс таэквондо.
Английский учил быстро и с радостью. И вообще проявлял чудеса интеллектуального творчества. Постепенно я укрепилась в мысли, что мой сын гениален. Я старалась убедить его, что левши гениальны и особенно одарены. И нет ничего плохого в том, что он левша. В общем, все шло прекрасно. До тех пор, пока не произошел сбой.
Сбой программы
В 3 года сын вдруг начал заикаться. Сначала неявно, потом все сильнее. По малейшему поводу он раздражался, обижался или плакал. Если что-то не получалось, это его задевало, выводило из себя. И он заикался еще сильнее. Пришлось прекратить наши интеллектуальные разминки. Пошли к врачу, и тот объяснил, что правое полушарие Саньки перегрузилось от непомерных задач, которые ставили перед мальчиком. К тому же левши входят в группу риска по заиканию. Центр речи и ее восприятия находится в левом полушарии. Благодаря ему мы можем читать, считать, писать, говорить и понимать то, что говорят. А у левшей доминирует правое полушарие.
Поэтому-то Санька и стал заикаться. Как же мы с этим заиканием намучились! Дворовые дети не собирались вникать, почему Санька-левша постоянно повторяет слова. И дразнили его. А двоюродная сестра так часто его передразнивала, что и сама стала заикаться. В то же время, когда мы лечили заикание, слова произносили нараспев. Порой просто пели, а не разговаривали. И его врожденные музыкальные способности и абсолютный слух нам в этом помогли. И здесь у врача нашлись свои объяснения. Оказывается, что все звуки, кроме человеческой речи, мы воспринимаем правой половиной мозга, которая доминирует у левшей. Наверное, благодаря этому Санька так тонко чувствует музыку. Еще врач сказал, что Санькин изъян (или дар) уже не дал ему чрезмерно перегрузить правое полушарие сложными заданиями и знаниями, которые в него впихивались, в будущем же поможет справиться с заиканием.
Так и произошло. Обычный первоклассник Но время для раннего развития сына, о котором я когда-то заботилась, было потеряно. В школу Санька пошел, не отличаясь от сверстников. И учиться стал средне, не поражая нас неожиданными озарениями, не проявляя, как в детстве, недетской мудрости. Хотя слова нет-нет да и пытался писать справа налево. С письмом отдельная история - тут мы намучились. Сыну было трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не мог сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путал направление. Пришлось даже левую сторону листа маркировать зеленым карандашом. Я научила Саньку правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку, и только после этого мы начали с ним изучать и прописывать буквы. Подробно разбирали траекторию движения руки при написании каждого знака. Саньке это давалось очень тяжело. Он часто помимо своей воли писал буквы зеркально. Он и ручку до сих пор держит выше, чем праворукий ребенок - примерно на расстоянии четырех сантиметров от кончика стержня. Так он хотя бы частично видит то, что пишет.
Воз проблем
Сейчас он учится в 3-м классе, учительница жалуется, что у него проблемы с письмом (наклон букв то в одну, то в другую сторону, работы неаккуратные, буквы разной высоты, частенько смазывает левой рукой написанное). Хотя рисует по-прежнему неплохо. И научился управлять компьютерной мышкой правой рукой. Поэкспериментировали мы с ним и правой, и левой. Правой ему управлять компьютером оказалось удобнее, если одновременно левой что-то записывает.
* * *
А гениальные рисунки, которые Санька сделал в первые годы своей жизни, по-прежнему украшают нашу квартиру. И вопреки всему я верю, что он себя когда-нибудь еще обязательно проявит.
{social}