Гипотрофия (от грец. hypo - под, ниже, trophe - питание, питание) - недостаточное питание ребенка, которое характеризуется остановкой или замедлением увеличения массы тела, прогрессирующим снижением подкожной основы, нарушением пропорций тела, функции пищеварения, обмена веществ, послаблением специфических и неспецифичных защитных сил организма, склонностью к развитию других заболеваний, задержкой физического и нервно-психического развития. Это патофизиологическая реакция организма ребенка раннего возраста. В практической медицине гипотрофию ребенка целесообразно рассматривать как отдельное заболевание. Недостаточность питания может развиваться остро, медленно, постепенно (хронически). Чаще это обратное явление.
Гипотрофия, как распространенная патология, встречается с неодинаковой частотой в разных районах страны и мира (от 7 до 30%) и зависит от экономического развития региона, общей культуры населения, профессионализма медицинских работников. Хотя и существует четкая тенденция к уменьшению количества тяжелых форм гипотрофии, темпы снижения ее распространение далеко не оптимистичные, а увеличение удельного веса пренатальних форм усложняет прогноз.
Причина гипотрофии
Причина гипотрофии - недостаточность (дефицит) одного, нескольких или многочисленных нутриентов, необходимых для нормального функционирования детского организма, его роста и развития. Другими словами, голодание предопределяет клинические проявления этого заболевания. Высокие темпы обменных процессов, значительная потребность в нутриентах, относительно низкая активность ферментов на всех уровнях в раннем возрасте - все это является анатомо-физиологическими предпосылками легкого и быстрого нарушения процессов гидролиза и усвоение питательных веществ. Причем, чем меньший возраст ребенка (дни, недели, месяцы), тем больше достоверность возникновения нарушения усвоения нутриентов. Поэтому гипотрофия во второму полугодии жизни наблюдается в 3 раза реже, чем в возрасте 1-6 месяцев, и не так часто возникает на второму году жизни. Это первый этап возможного развития состояния, которое называется гипотрофией и объединяет группу обусловливающих факторов. Следующий этап в патогенезе гипотрофии - манифестация приобретенных, врожденных и наследственных факторов, которые способствуют реализации существующих возможностей быстрого нарушения (снижение) обменных процессов. Легче отстранить приобретенные содействующие факторы. Сюда можно отнести не только количественный и качественный недокормы, но и нарушение режима и воспитание ребенка. Для предупреждения проявлений этих факторов необходимы экономическое благосостояние, высокая общая культура населения и высокий профессиональный уровень медицинских работников.
Любое острое и хроническое заболевание надо рассматривать как фактор, способствующий разной степени нарушения гидролиза, всасывание и усвоение нутриентовв, уменьшению или потере аппетита, снижению активности ферментов, изменению регуляторных систем, гормональному стрессу. Большей мерой эта закономерность наблюдается при кишечных инфекциях, где особенно выражен диспепсичний синдром. Самое понятие "диспепсия" (непереваривание) несет в себе информацию о нарушении процессов пищеварения, а, итак, и о плохом усвоении необходимых нутриентов и развитие гипотрофии (диспепсия - гипотрофия). Другой путь более сложный, когда заболевание ребенка, резко влияя на все органы и системы, в частности и на систему пищеварения, приводит к развитию гипотрофии (интоксикация - нарушение регуляторных механизмов - снижение ферментативной активности - нарушение процессов пищеварения - дефицит нутриентов - гипотрофия).
Говоря о детях с гипотрофией следует сказать следующее. Для предупреждения возникновения и нарастание тяжести гипотрофии при острых и хронических заболеваниях необходимое не только своевременное и достаточное комплексное лечение основного заболевания, но и продолжительная коррекция ентерального и парентерального питание с учетом активности ферментативных систем.