Чем заняться подростку?
Многие родители и хотели бы научить ребенка жить, но не умеют, хотя стараются, но и няня в этом деле не помогает. Каждый второй подросток верит, что родители могут его понять. Но лишь один из трех готов обсуждать с ними свои проблемы. Любимое родительское нравоучение: Не болтайся без дела, займись чем-нибудь полезным! Тем не менее, опрашивая подмосковных старшеклассников, мы выяснили, что больше половины из них после школы как раз ничем полезным не занимается.
Наиболее распространенное объяснение, которое дают подростки своему ничегонеделанию, - нет времени (так ответила почти треть болтающихся старшеклассников). Каждый четвертый сказал, что просто не знает, чем заполнить свободное время, другие - что ничем заниматься не хотят (23,6 процента). Еще 12 процентов ссылаются на то, что для организованного досуга у них нет денег. Правда, бездельников лишь немногим больше, чем примерных тружеников. 20 процентов наших респондентов после уроков учатся в музыкальной или художественной школе (студии), почти столько же - на курсах иностранного языка. Без малого 27 процентов ходят на подготовительные курсы, чуть больше подростков, занимающихся спортом.
При этом достаточно многие не ограничиваются одним внешкольным занятием. Неизвестно, все ли делают это с удовольствием или кто-то просто подчиняется родительской воле. Но дети при деле. С одной стороны, это хорошо. С другой - получается, что около половины ребят и в школе, и во внеурочное время занимаются однотипной деятельностью, главные характеристики которой - подчинение руководителю, тренировка навыков. Поле для свободы, а значит, для развития самостоятельности здесь крайне ограниченно. Между тем пассивные роли угнетают подростков. Недаром своими радостями в школьной жизни они называют перемену, каникулы, столовую, дискотеки - то есть ситуации, предоставляющие некоторую свободу и возможность проявить активность. Но это - развлечения. А как подросток может проявить полезную активность?
Первое, что приходит на ум: попробовать себя в роли оплачиваемого работника, добытчика. Кстати, многие из наших респондентов не прочь испытать себя по-взрослому, почувствовать ответственность за какое-то дело, заработать деньги. 54,5 процента старшеклассников, не имеющих подработки, хотели бы найти ее, но не знают, как это устроить. Мест, где готовы возиться с несовершеннолетним работником, не так-то много. А вакансии, которые предлагаются малолеткам, как правило, малооплачиваемые, непрестижные и не могут удовлетворить их запросы, к тому же часто завышенные. Да и родители в большинстве своем считают, что главная задача подростка - учиться и что труд старшеклассника допустим, только если семья серьезно нуждается в деньгах. Между тем 9,7 процента десятиклассников и 14,4 процента одиннадцатиклассников указали, что в их семьях есть материальные затруднения, но далеко не все из них, заработав деньги, отдают свой доход в семейную кассу.
И вообще подавляющее большинство работающих подростков оставляет зарплату себе - на карманные расходы, на развлечения. Есть еще одна сфера деятельности, где тинейджер может проявить взрослость, - домашнее хозяйство. Но и здесь особых успехов не наблюдается. У значительной части старшеклассников вообще нет никаких семейных обязанностей. Кроме того, загруженность домашней работой по мере взросления не увеличивается, а снижается. Среди мам учениц 5 - 7-х классов всего около 7 процентов сказали, что у их дочерей нет никаких обязанностей; мамы одиннадцатиклассниц ответили так в 30,7 процента случаев.
Подростки словно застряли между двумя этажами: детский уровень уже покинули, а на взрослый еще не поднялись. Большинство родителей смирилось с неизбежным отдалением детей от семьи, с тем, что они отвоевывают все новые и новые свободы. Но при этом сохраняют чадам детский статус: материальное обеспечение, бытовое обслуживание. Даже очень ответственные родители видят свою главную задачу в том, чтобы быть помощниками учителя (проверяют домашние задания, контролируют посещаемость), подготовить ребенка к поступлению в вуз.
И совершенно упускают из виду, что дети не умеют самого элементарного: например, планировать семейные расходы или общаться с работниками паспортного стола, ДЭЗа. Не потому ли взрослые манеры - выпивка и курение - часто кажутся подростку чуть ли не единственной возможностью самоутвердиться? И в глазах сверстников, и в собственных глазах.