За девятый месяц жизни ребенка увеличение в весе должно составить в среднем не меньше 500 г, а в росте 1,5 см. До конца девятого месяцасредний вес малыша составляет 9150-9350 г, рост 70,5-71 см.
Питание ребенка
В этот период к рациону 9-ти месячного малыша необходимо ввести: сок 80 мл (фруктовый, ягодный, овощной), фруктовое пюре 80 мл, овощное пюре 180 г, молочно-крупяную или молочно-злаковую кашу 180-200 г, кисломолочные продукты 50-200 г, сыр - 30 г, мясное пюре 50 г, рыбное пюре из нежирной рыбы - 30-50 г один раз в неделю, яичный желток - 1/4 штуки, подсолнечное масло 5 г, сливочное масло 5 г, сухарики, печенье, хлебные корочки - 5 г.
Помните, что в этот период грудное молоко составляет не более 1/3-1/4 части суточного рациона ребенка. Общий объем пищи увеличивается за счет богатых белком продуктов. При составлении меню малыша учитывайте, что в обед ребенок может съесть намного больше, чем на завтрак или ужин.
Овощное пюре из месяца в месяц становится более разнообразным за счет новых компонентов, которые вводятся, таких как: зеленый горошек, свекла, кабачки, тыква, а также тщательно измельченная зелень (укроп и листва петрушки). Но всегда учитывайте вкусы своего малыша и, если какой-нибудь овощ или фрукт не нравятся ему, не настаивайте и исключите его из рациона.
Хоть у ребенка недостаточное количество зубов, он уже способен пережевывать с помощью десен и языка небольшие кусочки вареных овощей, фруктов, печенья. Сначала постарайтесь 1/4 часть блюда разминать вилкой не перетирая, постепенно увеличивайте количество мелко нарезанных кусочков.
Из круп, кроме прежде введенных, рекомендуется добавить перловую и ячневую.
Рыбу вводите осторожно, наблюдая за реакцией малыша, и давайте ее не чаще 1 раза в неделю.
Ориентировочный режим питания
6:00 - грудное молоко 180-200 г.
10:00 - молочно-крупяная или молочно-злаковая каша 180-200 г, сливочное масло 5 г, печенье, сок 25 г.
14:00 - суп из овощей на мясном бульоне 200 г, овощное пюре 150 г, желток, растительное масло 5 г, мясное пюре 50 г, сок.
18:00 - кефир 150-200 г, сыр 40 г, печенное яблоко 30 г.
22:00 - грудное молоко 180-200 г.
Ночное кормление сохраняется. Время кормления может быть сдвинуто на час или два в зависимости от пробуждения вашего ребенка. Можно вводить картофельное пюре в размере 150 г/сутки, а также печенные яблоки (особенно рекомендуется весной, когда новых яблок еще нет, а в старых яблоках витаминов уже нет).
Сон ребенка
Сон на девятом месяце жизни длится 15-16 часов в сутки. Ночной сон продолжительный, спокойный (бывают и исключения) 11-12 часов. Периоды бодрствования 2,5-3,5 часа проходят в активном режиме. Дневной сон: 1,5-2 часа два-три раза в день. Малыш спит 2/3 времени.
Игры и игрушки
В этом возрасте малыш особенно активный с игрушками. Он подолгу играет и уже может складывать в коробочку кубики, вставлять маленькую матрешку в большую. Увидев новую игрушку, он сразу ее хватает, рассматривает. Мелкие предметы ему давать опасно, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность закупорки дыхательных путей. Но это не означает, что ребенку нельзя давать мелких предметов совсем, но только под вашим пыльным надзором. Если ребенок старается ползать - ему будет полезна небольшая машинка, которая легко помещается в руке; малыш будет ее катать.
Расставьте по всей комнате полуоткрытые картонные книжки, кучки кубиков и т.п., тем самым вы займете малыша на довольно длительное время. Попробуйте объяснить ребенку понятия «большой» и «маленький». Для сравнения предлагайте два абсолютно одинаковых предмета, которые различаются только размерами. С 9-ти месяцев малышу уже интересна пирамидка. Лучше всего подобрать деревянную пирамидку с 4-6 колец с колпачком. Сначала необходимо показать ребенку, как снимать кольца пирамидки, а потом - как надевать их на стержень. Занятие с пирамидками содействуют развитию зрительно-проворной координации и мелкой моторики, а также развивают познавательные способности малыша. Вложенные один во другой цилиндрические и прямоугольные стаканчики (матрешки) способствуют развитию координации движений, мелкой моторики и познавательных способностей.
Прогулка
На девятом месяце немного затруднительнее для родителей становится прогулка - ведь ребенок еще не ходит, но уже не хочет долго сидеть. Допустимо пользоваться прогулочной коляской, но долго оставаться в ней ребенку вредно - это нарушает формирование осанки и затрудняет кровообращение и дыхание. В коляске удобно довезти малыша до парка, а там уже можно брать его на руки или дать постоять, держась за коляску, или повозить его в ней.
СОВЕТ! Малыш еще не в силах стоять без поддержки, но когда его держат за обе руки, он может хорошо идти, при этом имеет тенденцию подаваться вперед всем туловищем. Однако форсировать этот процесс не следует, это опасно. Ножки ребенка могут искривиться; косточки у него мягкие, гибкие и еще не способны выдерживать повышенную нагрузку. Также не следует заставлять ребенка ползать. Не торопитесь. Подождите чуточку. |
Поход к педиатру
Плановый осмотр педиатра в конце 9-го месяца. Советы по режиму дня и питанию. Ответа на ваши вопросы (не стыдитесь задавать вопросы, которые вас интересуют). Анализ динамики физического развития малыша.
Прививка
В этом месяце вакцинация не проводится.
Возможные проблемы
-
Во время прогулок и бодрствования малыша нельзя оставлять без ухода ни на минуту. Он может выпасть из коляски и заползти в опасные места.
-
Все члены семьи должны быть осторожными, убирать мелкие и острые, опасные предметы из зоны внимания и действий малыша.
Итоги месяца
-
Сидит малыш уверенно и долго, на протяжении 10-15 минут, без чьей-то помощи: самостоятельно садится, а сидя - ложится, схватившись за край кроватки; может вставать, поэтому вы должны быть готовы к тому, что как-то вы увидите его стоящим. Может наклониться и поднять игрушку. Подолгу удерживает ее, ощущая и изучая пальчиками, перекладывает с одной ручки в другую. Однако мелкие предметы берет хуже, хватает их «клешнями».
-
Подолгу и внимательно наблюдает за предметами, которые двигаются, различает не только цвет и форму, но и размер.
-
Знает свое имя - поворачивается на оклик. Поворачивается всем корпусом в любой бок.
-
С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: катает мяч и шар, вынимает один предмет из другого и т.д. Фактически все предметы, которые к нему попадаются, тянет ко рту.
-
С помощью взрослых стоит, ходит, слегка держась руками за предметы. Сделав несколько шагов, ребенок снова опускается. Чтобы достать желательный предмет, малыш находит свой способ передвижения: на четвереньках, на коленках, ползком на животе, полусидя, боком, как краб. Так ему передвигаться пока что намного удобнее, чем ходить.
-
Хорошо пьет с чашки, сам поддерживает ее.
-
Он уже узнает всех близких, радуется, увидев их. Не любит оставаться один, протест показывает плачем. С появлением чужих, незнакомых людей малыш беспокоится, а увидев близких, сразу успокаивается. Он уже способен выявлять эмоции: страх, гнев, упрямство, грусть - единственное доступное на данном этапе развития средство выражения мыслей и чувств.
-
Ребенок уже многое умеет. Он активен, постоянно находится в поднятом настроении, много двигается, сам садится и ложится, встает, держась за барьер, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
-
Ест корочку хлеба, которую самостоятельно держит в руке, пьет с чашки, которую поддерживает взрослый.
-
С удовольствием играет в ладушки (хлопает в ладони) или машет рукой на прощание Малыш любит забавляться своими пальчиками на руках и ногах.
-
Легко запоминает игры, живо интересуется игрушками других детей (хотя еще не играет с ними).
-
Может очень быстро ползать в любых направлениях, держа в руках предмет.
-
Ребенок подражает услышанным слогам, которые есть в его лепете. Он имитирует голоса, кашель, может посмеяться или поплакать за компанию.
-
Прилагает усилия, чтобы добраться до игрушки, которая находится за пределами его достижимости. Ищет предмет, который упал.