DataLife Engine / Четвертый месяц жизни

Четвертый месяц жизни

Четвертый месяц жизни

За четвертый месяц жизни ребенка увеличение в весе должно составить в среднем не меньше 750 г, а увеличение в росте - 2,5 см. До конца четвертого месяца средний вес малыша составляет 6550-6900 г, рост 63-64 см.

Питание ребенка

К этому возрасту ребенок довольно активный, а у здоровой матери, которая кормит грудью, сохраняется высокая лактационная способность. Материнское молоко целиком покрывает суточную потребность ребенка в питательных веществах (белках, жирах, углеводах), энергии и жидкости. Ребенок высасывает за одно кормление 140±20 мл молока.

Если это так, то продолжительность пищеварения длится от 2-2,5 часов до 3,5 и даже 4 часов. В связи с этим удлиняются промежутки между кормлениями. Но если есть необходимость «по требованию» покормить ребенка через 2-2,5 часа, то это, разумеется, нужно сделать. Количество кормлений 7-8 раз в сутки, в некоторых случаях до 6 раз в сутки, но с сохранением ночного кормления. Дополнительного питья ребенок этого возраста не требует.

Почему некоторым детям назначают витамин D?

Если к четвертому месяцу жизни у ребенка есть признаки рахита или развивается анемия то педиатр решает вопрос коррекции питания путем назначения фруктовых соков и/или пюре, а также назначение адекватных лечебных средств (витамина Д или железосодержащих препаратов, поливитаминов). Вопрос о подобных назначениях может решать только врач!

Сон ребенка

Сон длится 16-16,5 часов в сутки. Ночной сон может быть беспрерывный и длиться 8 часов, из которых ребенок 5-6 часов спит без перерыва и может пропускать ночное кормление. Дневной сон все еще короткий: 1,5-2 часа три-четыре раза в день. Периоды бодрствования стали более продолжительными: не менее 1,5-2 часа после каждого кормления.

В этот период появляются слезы, которые пугают родителей. Это происходит по мере роста активности слезных желез, а возле рта ребенка вы можете заметить капельки вытекающей слюны, ее излишек - подготовка организма к принятию твердой пищи. Более поздний малыш научится автоматически глотать слюну. Этот процесс не связан с прорезыванием зубов. Если малыш  не научился во втором полугодии заглатывать слюну - это может быть косвенным доказательством задержки психического развития.

Гимнастика ребенка от 3 до 4 месяцев

Гимнастические упражнения на четвертом месяце жизни усложняются и должны способствовать дальнейшему развитию привычек и умений. Занятия начинают с обычного легкого массажа конечностей. Потом следует первое гимнастическое упражнение.

Руки малыша отводят в стороны и скрещивают на груди 6-8 раз. Потом снова массаж. На этот раз живота - круговое поглаживание по часовой стрелкой, растирание боковых мышц, и наконец снова легкие поглаживания.

Следующее гимнастическое упражнение:  сгибание и разгибание ног вместе 4 раза и попеременно 4 раза. После этого удобно провести переворот со спины на живот вправо при поддержке за левую ручку и ножки. После поворота на живот - снова поглаживальный массаж спины.

С массажем хорошо объединяется следующее упражнение для мышц шеи и туловища. Ребенка поднимают на руках над столом, ладонями поддерживая под грудь и живот. Малыш рефлекторно поднимает головку и туловище, упирается ножками в грудь матери. Это так называемое положение пловца. Упражнение повторяется 2 раза.

Потом ребенка укладывают на спинку и помогают ему повернуться на живот, но уже в левую сторону. Следует особенно тщательно выполнять упражнения поворотов со спины на живот, поскольку они являются одним из главных методов укрепления мышц туловища и стимуляции развития вестибулярного аппарата.

По окончанию проводится имитация ползания. Это упражнение с использованием рефлекторных действий. Левая рука матери ложится под живот ребенка. Полусогнутые ножки ребенка упираются в ладонь правой руки, прижатую к подошвам. Слегка поднимая тельце малыша, мама помогает оттолкнуться от ладони. Гимнастические упражнения завершаются общим массажем. Если у малыша осталось активное, хорошее настроение, занятия были проведены правильно.

Иногда вы можете якобы помогать малышу садиться. Это будет своеобразная игра на укрепление мышц спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и старается сесть. Позвольте ему сесть на секунду, а потом снова положите его. Время от времени возвращайтесь к этой игре.

Игры и игрушки

Погремушки с ручками, разные по форме и цвету, мелодично звучные «неваляшки» погремушки-браслеты и погремушки-носки, развивающий коврик, который прикрепляется к боковой стенке кроватки. Ребенок долго занимается игрушками. Игрушки уже не подвешивают. Теперь, когда ваш ребенок не спит большую часть дня, старайтесь следить тем, чтобы у него была возможность поиграться не только с игрушками, но и с людьми. И то, и другое имеет важное значение для развития малыша.

Игра в прятки: сначала закройте руками свои глаза, потом его. Накройте голову одеялом и выгляните, воскликнув « Ау-у-у!». Малышу, наверно, понравятся оба варианта игры.

Небольшой мяч. Смастерите мячика, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной лентой. Ребенку понравится держать мячика в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются смешные тканевие мячики с колокольчиком внутри.

Поход к педиатру

Плановый обзор педиатра в конце месяца.

Прививка

Проводится вторая прививка против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

Возможные проблемы

Итоги месяца

  1. Лежа на животе, ребенок поворачивается в сторону, упирается руками в матрас и слегка поднимает туловище.

  2. Когда малыша берут на руки, он хорошо держит головку.

  3. Когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть.

  4. Во время бодрствования активно движет ручками и ножками, хватает все предметы, которые находятся вблизи. Он вращает головой туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться к ним. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не спешите ребенка садить. Если ребенок еще не сел сам - значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.

  5. Очень интересуется всем, что происходит вокруг; оглядывается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается вернуться к нему. Малыш уже постигает окружающий мир не только с помощью органов зрения и слуха, но и прикосновением.

  6. Пробует голос, лепечет, смеется, начинает агукать. В этот период ребенок уже узнает маму. Когда у крошечки хорошее настроение, он улыбается, а свое недовольство выражает плачем. Говорите с ним чаще, улыбайтесь ему, повторяйте разные слова. Ребенок получает наслаждение от теплого знакомого голоса, от склоненного к нему улыбающегося лица. Все это ускоряет общее развитие ребенка.

  7. Рассматривает, ощупывает и захватывает подвешенные игрушки. Выражает радость с появлением новой.

  8. Находит предмет, поворачивает голову к источнику звука. Если в соседней комнате начинает играть музыка, замирает и с любопытством вслушивается.

  9. Ребенок в этот период становится очень любознательным, ему уже не лежится спокойно на месте. Ваш малыш уже умеет следить на протяжении 5-6 минут за предметами, которые двигаются, хорошо улавливает направление голоса и поворачивает в тот бок головку, следит за движениями мамы и обращает внимание, когда она идет из комнаты.

16-02-2011, 13:12
Вернуться назад