Каждый ребенок уникален, и понимание истоков его личности может сделать воспитание более эффективным.Одни дети активны, другие - тихи и спокойны. Одни дети любят командовать другими, а другие - подчиняться. Одни дети довольствуются определенными ситуациями, а другие всегда хотят добиться своего.
С самого рождения у детей есть свои уникальные способы мышления, поведения и выражения чувств. Эти врожденные черты формируют темперамент ребенка и напрямую влияют на то, как он чувствует себя, ест, спит и реагирует на окружающий мир.
Чем больше вы знаете о темпераменте своего ребенка, тем эффективнее будет ваше воспитание. Это также укрепит связь между вами и вашим ребенком, поскольку вы сможете увидеть мир его глазами. Когда дети чувствуют, что их понимают и принимают, они обычно хотят выразить свою благодарность.
Со времен Гиппократа было признано, что разные люди различаются лишь по нескольким поведенческим параметрам:
Интроверсия/Экстраверсия. Этот параметр определяет, откуда люди черпают энергию. Интровертам необходимо уединение, чтобы расслабиться, а экстравертам - общение с другими людьми.
Параметр B. Цель/отношение. Этот параметр определяет, на чем сосредоточена энергия человека - на цели или на отношении к ней.
Значение темперамента.Каждый ребенок уникален, и в этом смысле темперамент можно сравнить с семенем, из которого вырастает дерево. Семена почти неотличимы друг от друга, но генетические черты, скрытые в них, очень разные. Когда семя превращается в саженец, они по-прежнему похожи друг на друга внешне.
Однако яблоня не превращается в грушу из-за погодных условий или внешних воздействий. Точно так же и дети, несмотря на внешнюю схожесть, имеют свою внутреннюю организацию, которая определяет их рост и развитие.
Хотя типы темперамента сильно различаются, каждый из них имеет свою ценность. В детях могут проявляться черты разных типов, но обычно в их поведении преобладает один или два типа.
Холерический и кровяной темперамент Часто спешат и торопят других;
быстро едят и пьют; и
решает, когда пора ложиться спать; и
дают указания другим детям; и
Может играть один;
Может играть один; игнорирует заторможенное поведение, когда это возможно;
пытается ходить слишком рано; может не уметь ходить; может не уметь ходить слишком рано; может не уметь ходить слишком рано; может не уметь ходить слишком рано; может не уметь ходить слишком рано; может не уметь ходить слишком рано; может не уметь ходить слишком рано; может не уметь ходить слишком рано; может не уметь ходить слишком рано
Не любит скучать; может не любить, когда его беспокоят
Придумывает свои собственные правила;
предпочитает соревновательные игры.
Личное поведение: Не терпит медлительности в других;
Держит себя в руках; не любит грубости; не любит грубости;
Требует контроля над ситуациями или людьми; Требует контроля над ситуациями или людьми;
Старается получить лучшие игрушки;
любит активный отдых на природе любит активный отдых на природе любит активный отдых на природе любит активный отдых на природе любит активный отдых на природе любит активный отдых на природе
Любит активный отдых; Любит активный отдых; Не обращает внимания на грязный или пузатый вид; Любит контролировать ситуацию; Любит активный отдых; Не обращает внимания на грязный или пузатый вид
Нравится использовать обычные предметы нетрадиционными способами; нравится использовать обычные предметы нетрадиционными способами; нравится использовать обычные предметы нетрадиционными способами; нравится использовать обычные предметы нетрадиционными способами; нравится использовать обычные предметы нетрадиционными способами; нравится использовать обычные предметы нетрадиционными способами; нравится использовать обычные предметы нетрадиционными способами; нравится использовать обычные предметы нетрадиционными способами; нравится использовать обычные предметы нетрадиционными способами; нравится использовать обычные предметы нетрадиционными способами
Воображариум;
Веселый и озорной; любит озорничать
Часто меняет поведение;
Любит новые и сложные вещи;
любит менять правила игры;
с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях в яслях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях в яслях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях; с удовольствием принимает участие в творческих и веселых мероприятиях.
Часто застревает в рутине; часто сталкивается с трудностями
Делает то, что хочет, независимо от правил; не любит, когда ему говорят, что делать
Интерпретирует факты так, как ему/ей удобно
Рискует;
Получает удовольствие от ошибок. Меланхолики и флегматики
Сосредоточенность на внешнем виде;
Избегание беспорядка и неопрятности; и
Легко справляться с повседневными делами;
Задает много вопросов и ожидает правильных ответов; плохо слушает;
Предпочитает головоломки физическим играм; предпочитает игры, которые больше обучающие
Может долгое время сосредоточиться на одной игрушке или занятии;
С удовольствием разбирает и собирает вещи; с удовольствием разбирает и собирает вещи; с удовольствием разбирает и собирает вещи; с удовольствием разбирает и собирает вещи; с удовольствием разбирает и собирает вещи; с удовольствием разбирает и собирает вещи.
Соблюдает установленный распорядок дня;
Соблюдает правила и действует в рамках дозволенного;
с удовольствием изучает новые вещи в детском саду; с удовольствием изучает новые вещи в детском саду; с удовольствием изучает новые вещи в детском саду; с удовольствием изучает новые вещи в детском саду; с удовольствием изучает новые вещи в детском саду; с удовольствием изучает новые вещи в детском саду вещи; с удовольствием изучает новые вещи в детском саду.
личное поведение. Настаивает на том, что все имеет свое место; обладает сильным чувством собственного достоинства
Цепляется за то, что принадлежит ему/ей
Очень сердится, когда ломаются игрушки; не несет ответственности за свои игрушки; очень сердится, когда ломаются игрушки
Беспокоится о том, что произойдет в будущем; беспокоится о том, что произойдет в будущем; беспокоится о том, что произойдет в будущем; беспокоится о том, что произойдет в будущем
Не любит, когда люди вторгаются в его/ее личное пространство; не любит, когда ему указывают, что делать
Объединяется, чтобы помочь другим; очень сердится, когда другие не помогают ему; очень сердится, когда другие не помогают ему
Медленно ест; медленно пьет; медленно двигается;
Ложится спать вовремя;
Более склонен делиться игрушками с другими детьми; может быть более склонен делиться игрушками с другими детьми; может быть более склонен делиться игрушками с другими детьми
Заводит друзей с другими детьми; хорошо ладит с другими детьми
Более склонен заводить друзей; легко заводит друзей
Не ходит достаточно быстро; не ходит достаточно быстро; не ходит достаточно быстро; не ходит достаточно быстро
Выражает близость с помощью объятий и поцелуев
подчиняется правилам игры;
С удовольствием ходит в детский сад;
плачет, когда ему больно или он устал.
Позволяет другим детям отдавать ему приказы; любит, когда ему говорят, что делать; любит играть в игры; любит ходить в детский сад
просит родителей о вещах; просит родителей о вещах; просит вещи у родителей
Застенчив в присутствии других;
Привязанность к людям, которые чувствуют себя в безопасности.
Взаимодействие этих двух параметров формирует четыре типа темперамента. Гиппократ впервые выделил эти четыре типа:
Холерик (экстравертный - ориентированный на достижение цели) - властный, энергичный, импульсивный, нетерпеливый, волевой.
Меланхолик (интроверт - ориентирован на достижение цели) - любит доводить дела до конца, нуждается в рутине, любит быть в одиночестве, пассивен.
Флегматик (интроверт - отношение) - любит сотрудничать, спокойный, неторопливый. Флегматиков легко воспитывать.
Общительный, энергичный, любит быть со сверстниками, изобретательный, веселый, озорной.
Характеристика типов темперамента у детейИсследования американских ученых позволили выделить девять черт, с которыми дети рождаются и которые делают их уникальными
Уровень активности
Ритм активности
Приближение/избегание
Адаптивность
Порог реакции
Интенсивность реакции
Настроение
Отвлечение
устойчивость внимания.
Эти характеристики развиваются уже в возрасте 2-3 месяцев. В совокупности можно выделить три типа:
Легковоспитуемые дети (40 % детей). Они послушны, энергичны и хорошо адаптируются к новым ситуациям.
Трудновоспитуемые дети (10 % от общего числа). С трудом приспосабливаются к распорядку дня и новой обстановке, негативно реагируют на новые ситуации. Родители с трудом справляются с ними. Обычно волевые.
Бесконфликтные дети (15 % от общего числа детей). Неактивны и в целом отзывчивы. Часто угрюмы. Медленно адаптируются к новым ситуациям. Родители и окружающие описывают таких детей как застенчивых.
У 35 % детей одновременно проявляется более одного типа темперамента.
Родители могут легко определить, к какому типу темперамента относится их ребенок. Это облегчает понимание мыслей, чувств и поведения ребенка. Это помогает более эффективно воспитывать ребенка.
Некоторые дети очень активны. Они капризничают еще до рождения, не хотят, чтобы их держали на руках в первые несколько месяцев жизни, и не могут усидеть на месте, когда начинают ходить. Другие дети менее активны. Они часто находятся в полусонном состоянии и проявляют организованность.
У некоторых малышей уровень активности часто повышается и понижается. Они едят, спят и выполняют все свои повседневные дела практически с самого рождения. Некоторые дети менее предсказуемы. Определите, когда ваш ребенок более активен, а когда менее. Некоторых людей интригует и приводит в восторг все новое - от еды до знакомых людей. Другим требуется время, чтобы привыкнуть к новому окружению. Некоторые дети могут подолгу играть со сверстниками. Некоторые дети также быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Некоторые младенцы проявляют сильные эмоции. Например, они могут плакать или смеяться. Другие младенцы более спокойны и проявляют эмоции через улыбку или капризное поведение.
Некоторые младенцы практически не проявляют эмоций, когда просыпаются, в то время как другие издают громкий крик. Во время ходьбы некоторые младенцы встают и продолжают идти, даже если падают, а другие кричат от досады. Некоторые дети очень чувствительны к звукам, свету и прикосновениям, в то время как другие менее чувствительны.
Некоторые дети всегда счастливы. Они улыбаются и много смеются. Некоторые дети кажутся несчастными: они всегда не согласны с тем, что им говорят. Все дети становятся ворчливыми, когда чувствуют голод, но одни легко отвлекаются, а другие ворчат все время. Одни дети сразу же отвлекаются и уходят от опасности, а другие настаивают на том, чтобы остаться.