Как приучить ребенка к горшку

Как приучить ребенка к горшку

Как приучить ребенка к горшкуОдни мамы стараются научить малышей садиться на горшок как можно раньше, чтобы поскорее избавиться от лишней стирки и расходов на подгузники. Другие откладывают этот процесс на более поздний срок. Кто прав?

Никаких медицинских норм на счет воз­раста, в котором надо приучать ребенка к горшку, не существует. Есть только об­щие рекомендации врачей, желание родителей и индивидуальные особенности малыша.

Одни мамы активно начинают приучать ре­бенка писать над пеленкой или тазиком, постепенно переводя его на более «взрослый» вариант — горшок — уже к году. Другие, как правило, работающие мамы, не могут ежесекундно находиться рядом с ребенком, внимательно следя за его мимикой, поведением, и потому приучение к горшку происходит несколько позже. И та и другая ситуации совершенно нормаль­ны. Можно, конечно, ловить моменты и высаживать малыша на горшок, добиваясь минимального количе­ства мокрых штанишек в день, но это заслуга не ре­бенка, а исключительно мамы. И уж конечно, это не означает, что ребенок приучен к горшку, скорее, к не­му приучена мама. Но все согласятся, что когда этот важный этап в жизни мамы и ребенка заканчивает­ся победой горшка, наступает всеобщее облегчение.

Это удобно для родите­лей, однако малыши чувствуют себя в подгузниках не слишком комфортно, да и с меди­цинской точки зрения по­стоянное использование их не слишком полезно. Плюс только один — сухое белье ребенка. Минусов гораздо больше, а именно: нахож­дение малыша в своих соб­ственных отходах, отсут­ствие у него понимания о естественных нуждах и за­медление формирования рефлекса на мочеиспуска­ние.

До 1,5 лет стоит ограничить пребывание ребенка в под­гузниках. Например, исполь­зовать только во время про­гулки, поездки, в холодное время года. Перед приучением ребен­ка к горшку нужно отка­заться от использования подгузников вовсе. Это не­обходимо для того, чтобы малыш почувствовал неудобство нахождения в мок­рых штанишках, сообра­зил, отчего это происходит, то есть чтобы у ма­лыша сформировалась причинно-следственная связь. Почувствовав дис­комфорт от нахождения в мокром белье, ребенок будет стараться звуками и жестами информировать вас об этом. В такой ситуации нужно просто следить за поведением малыша.

Когда приучать малыша к горшку, решать только вам. Не слушайте советов подруг и знакомых. Это ваше внутреннее семейное дело

Приучаем малыша к горшку

Приучить ребенка к горшку не так-то про­сто. Однако, пользуясь нашими советами, вы очень быстро приучите кроху ко «взрослой» жизни:

  • Действуйте системно, а не от случая к случаю Откажитесь от подгузников Не препятствуйте познанию ребенком акта мочеиспускания: малыш должен знать свои половые органы и видеть весь «про­цесс»

  • Ставьте горшок строго в одном месте, же­лательно в туалете — ребенок должен лег­ко его доставать

  • Наблюдайте за своим ребенком (он может притихнуть, затаиться, напрягать­ся, краснеть, тужиться, может уединяться в выбранном им самим месте)

  • Надевайте на малыша минимум одежды, чтобы ее можно было легко снять

  • Приучайте к горшку в теплое время года (летом)

  • Не заставляйте сидеть на горшке — если ребенок не хочет, выгибается, кричит, про­цесс обучения теряет смысл: рассержен­ный ребенок ничего не усвоит

  • Высаживайте кроху после сна и/или после еды

  • Ласково хвалите, если все получилось как надо, но не переусердствуйте. Не стоит встречать каждую удачную попытку апло­дисментами

  • Сопровождайте процесс звуками (на ва­ше усмотрение — «псь-псь» и т. д, в зави­симости от фантазии мамы)

  • Не начинайте процесс обучения, если ре­бенок болен или капризничает

  • Перед прогулкой и после нее попробуйте посадить малыша на горшок

  • На прогулке периодически предлагайте ребенку сходить «в кустики» (если вы дале­ко от дома), берите запасную одежду Не ругайте ребенка из-за мокрых штанов Учите сразу снимать и надевать штаниш­ки, чтобы в дальнейшем при необходимо­сти ребенок мог сам снять белье и сесть на горшок. Возможно, сначала он будет пытаться садиться на горшок и делать все «дела» прямо в одежде — ничего страшно­го, этот этап тоже надо пережить

  • Относитесь к проблеме немного фило­софски и с юмором, не делайте трагедии из-за неудач

  • Приучайте мальчиков писать стоя

Приучаемся к горшку: кто быстрее?

Каждый ребенок — индивидуаль­ность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время. Поэтому и к горшку приучаются одни раньше, другие позже. Это совершенно не означает, что дети, освоившие этот предмет позже, менее сообразительны, усидчивы или хуже других. Нет, просто они другие и у них свой «взгляд» на проблему. Более того, часто бывает, что дети, ранее дру­гих приучившиеся к горшку, вдруг начинают бунтовать и наотрез отказываются садиться на него. Очевидно, что сам процесс приуче­ния к горшку зависит от несколь­ких факторов. В числе них:

Пол ребенка

Девочки по своей грироде более сго­ворчивы, чем мальчики, и, как пра­вило, их легче уговорить и усадить на горшок. У мальчиков процесс обу­чения происходит несколько дольше.

Характер

Спокойный ребенок быстрее приу­чится к горшку, его можно завлечь разговором, игрушкой и таким обра­зом удержать на месте. Шустрый ма­лыш может длительное время отка­зываться сесть на горшок по одной причине — ему некогда! Ему надо всюду успеть, везде поиграть, во всем принять участие и совершенно не хочется тратить время на скучное сидение на одном месте. Такие дети часто «заигрываются», не добегают до туалета и ходят в мокрых штаниш­ках, даже когда они уже умеют поль­зоваться горшком.

Формирование осо­знанного условного рефлекса, какающегося позыва в туалет, обычно происходит в возрасте двух лет (диапазон — с 14 до 24 месяцев). Такой ребенок понимает речь, его можно уговорить, объяснить, заин­тересовать процессом. А вот у годовалого ма­лыша даже выработан­ный рефлекс очень неустойчив и быстро за­бывается.

Норма или патология?

Крайне сложно определить ту тон­кую грань, когда частое мочеиспускание превращается в болезнь. «Если вы заметили слишком ча­стое мочеиспускание ребенка днем или сохраняется ночное не­произвольное мочеиспускание по­сле 3 лет, это может говорить о па­тологии. Под маской энуреза могут скрывать­ся многие урологические заболе­вания детей — врожденные ано­малии развития мочеполовых пу­тей, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, функцио­нальные нарушения мочеиспускания.

Поэтому, если у ребенка, несмотря на ваши усилия приучить его к горшку, сохраняется неконтроли­руемое мочеиспускание (днем по­сле 3-летнего возраста, ночью по­сле 5-летнего), ребенка желатель­но обследовать.

Проблема нарушения мочеиспу­скания находится на стыке уро­логии и неврологии, и многие ро­дители оказываются в растерян­ности, какому специалисту нуж­но показать малыша. Обследова­ние необходимо начать с уролога, который проведет непосредствен­ный осмотр наружных половых органов у мальчиков, позволяю­щий исключить такие заболева­ния, как фимоз, баланопостит, во­дянка оболочек яичка, неопуще­ние яичка (крипторхизм). В идеа­ле мама каждого мальчика долж­на показать его урологу в 1 год. У девочек первичный внешний осмотр также может провести уролог. Если у него появятся подо­зрения на патологию развития мочевыводящей системы, малышку направят на прием к детскому ги­некологу.

Также уролог назначит стандарт­ные и недорогие обследования — общий анализ мочи, УЗИ почек и мочевого пузыря с определени­ем количества остаточной мочи. В редких случаях показано выпол­нение сложного исследования КУ-ДИ — комплексного уродинамического исследования, на осно­вании которого выясняется при­чина нарушений мочеиспускания. Если по результатам этих исследований урологической патоло­гии выявлено не будет, то тог­да необходимо показать ребенка детскому неврологу.

Ребенок в возрасте 2,5-3 лет может не мочиться в тече­ние 2-2,5 часов. Эта величи­на зависит от многих факто­ров — емкости мочевого пу­зыря, количества принима­емой жидкости, температу­ры окружающей среды, тем­пературы тела самого ребен­ка. Емкость мочевого пузы­ря можно рассчитать само­му - обычно это 30 мл на 1 год жизни ребенка.

Не ругай, мама!

Процесс приучения малыша к горшку требует от мамы огром­ной выдержки, терпения и, конеч­но, любви. Поэтому никогда не ру­гайте ребенка, если он описался. Конечно, иногда вы можете ощу­щать тщетность всех попыток усадить кроху на горшок, но в конеч­ном счете, ничто не проходит бес­следно. Спустя совсем немного времени он ощутит потребность само­му пользоваться горшком, а это уже более высокий уровень разви­тия малыша.

Можно и нужно тренировать мочевой пузырь, учить ребенка терпеть, разумеется, в разумных пределах. Для этого пытай­тесь отвлечь ребенка от мысли о мочеиспускании, сделайте вид, что ищете горшок. Это позволит избежать «аварий» во время прогу­лок, поездок и в самых разных неподходящих ситуациях путем уве­личения функциональной емко­сти мочевого пузыря. Такая трени­ровка требует от мамы огромного терпения и сил, но результат то­го стоит.

Выбор горшка

Горшок нужен только для одного: отправления естественных нужд. Он должен быть устойчивым, не­высоким, удобным и безопасным. Сегодня производители детских «клозетов» могут предложить ма­мам огромный и крайне разно­образный выбор, способный удо­влетворить самый взыскательный вкус.

Круглый горшок

С круглым отверстием. Недоста­ток такого горшка заключается в том, что, когда ребенок на него садится, ножки малыша сдвинуты вместе. Это доставляет неудобство мальчикам.

Анатомический горшок

Овальной формы, сзади со спинкой, спереди — специальный выступ для мальчиков. К преимуществам мож­но отнести удобное сиденье, ребенок находится в положении наездника, ножки расставлены в стороны. Такие горшки одинаково удобны и для де­вочек, и для мальчиков. С горшком подобной формы лужи на полу вам не грозят.

Горшок-стульчик

Горшок в форме стула с ручками, из которого вынимается резерву­ар. Такой горшок очень удобен в применении.

Горшок-игрушка

Впереди у таких горшков часто рас­полагается руль, ручка или голова сказочного персонажа. Это созда­ет неудобство для малыша со спущенными штанишками — ему на­до полностью снять одежду и пе­рекинуть ногу через горшок, в то время как при использовании анатомического горшка ребенок может приспустить штанишки и, пятясь назад, усесться на горшок. Вставать с такого горшка крохе тоже не слишком удобно. Малыш может упасть, перевернуть горшок на себя, испугаться. Кроме то­го, ребенок отвлекается на игру с горшком и может полностью за­быть о своей задаче.

Музыкальный горшок

Название говорит само за себя — как только ваш ребенок начина­ет делать свои «маленькие» дела, включается музыкальное сопровождение. Опасность использования таких горшков заключается в том, что у ребенка формируется услов­ный рефлекс на определенную ме­лодию, и он потом не может пи­сать в другой горшок. Иногда воз­никают и такие ситуации, когда ребенок слышит «свою» мело­дию где-то в неподходящем месте со всеми вытекающими (и в пря­мом, и в переносном смысле) по­следствиями. Кроме того, музы­ка совершенно излишня ночью, во время болезни ребенка, при ка­призах и плохом настроении. Она может быть неожиданной, испу­гать малыша и, в конце концов, надоесть.

Музыка, свет и другие подобные «спецэффекты», сопровождающие мочеиспускание малыша, совер­шенно недопустимы. Ребенка, привыкшего ходить в туалет «под фан­фары», весьма сложно будет оту­чить от этого и заново воспитать навык пользования горшком.

{social}