Как приучить ребенка к горшку
Одни мамы стараются научить малышей садиться на горшок как можно раньше, чтобы поскорее избавиться от лишней стирки и расходов на подгузники. Другие откладывают этот процесс на более поздний срок. Кто прав?
Никаких медицинских норм на счет возраста, в котором надо приучать ребенка к горшку, не существует. Есть только общие рекомендации врачей, желание родителей и индивидуальные особенности малыша.
Одни мамы активно начинают приучать ребенка писать над пеленкой или тазиком, постепенно переводя его на более «взрослый» вариант — горшок — уже к году. Другие, как правило, работающие мамы, не могут ежесекундно находиться рядом с ребенком, внимательно следя за его мимикой, поведением, и потому приучение к горшку происходит несколько позже. И та и другая ситуации совершенно нормальны. Можно, конечно, ловить моменты и высаживать малыша на горшок, добиваясь минимального количества мокрых штанишек в день, но это заслуга не ребенка, а исключительно мамы. И уж конечно, это не означает, что ребенок приучен к горшку, скорее, к нему приучена мама. Но все согласятся, что когда этот важный этап в жизни мамы и ребенка заканчивается победой горшка, наступает всеобщее облегчение.
Это удобно для родителей, однако малыши чувствуют себя в подгузниках не слишком комфортно, да и с медицинской точки зрения постоянное использование их не слишком полезно. Плюс только один — сухое белье ребенка. Минусов гораздо больше, а именно: нахождение малыша в своих собственных отходах, отсутствие у него понимания о естественных нуждах и замедление формирования рефлекса на мочеиспускание.
До 1,5 лет стоит ограничить пребывание ребенка в подгузниках. Например, использовать только во время прогулки, поездки, в холодное время года. Перед приучением ребенка к горшку нужно отказаться от использования подгузников вовсе. Это необходимо для того, чтобы малыш почувствовал неудобство нахождения в мокрых штанишках, сообразил, отчего это происходит, то есть чтобы у малыша сформировалась причинно-следственная связь. Почувствовав дискомфорт от нахождения в мокром белье, ребенок будет стараться звуками и жестами информировать вас об этом. В такой ситуации нужно просто следить за поведением малыша.
Когда приучать малыша к горшку, решать только вам. Не слушайте советов подруг и знакомых. Это ваше внутреннее семейное дело
Приучаем малыша к горшку
Приучить ребенка к горшку не так-то просто. Однако, пользуясь нашими советами, вы очень быстро приучите кроху ко «взрослой» жизни:
-
Действуйте системно, а не от случая к случаю Откажитесь от подгузников Не препятствуйте познанию ребенком акта мочеиспускания: малыш должен знать свои половые органы и видеть весь «процесс»
-
Ставьте горшок строго в одном месте, желательно в туалете — ребенок должен легко его доставать
-
Наблюдайте за своим ребенком (он может притихнуть, затаиться, напрягаться, краснеть, тужиться, может уединяться в выбранном им самим месте)
-
Надевайте на малыша минимум одежды, чтобы ее можно было легко снять
-
Приучайте к горшку в теплое время года (летом)
-
Не заставляйте сидеть на горшке — если ребенок не хочет, выгибается, кричит, процесс обучения теряет смысл: рассерженный ребенок ничего не усвоит
-
Высаживайте кроху после сна и/или после еды
-
Ласково хвалите, если все получилось как надо, но не переусердствуйте. Не стоит встречать каждую удачную попытку аплодисментами
-
Сопровождайте процесс звуками (на ваше усмотрение — «псь-псь» и т. д, в зависимости от фантазии мамы)
-
Не начинайте процесс обучения, если ребенок болен или капризничает
-
Перед прогулкой и после нее попробуйте посадить малыша на горшок
-
На прогулке периодически предлагайте ребенку сходить «в кустики» (если вы далеко от дома), берите запасную одежду Не ругайте ребенка из-за мокрых штанов Учите сразу снимать и надевать штанишки, чтобы в дальнейшем при необходимости ребенок мог сам снять белье и сесть на горшок. Возможно, сначала он будет пытаться садиться на горшок и делать все «дела» прямо в одежде — ничего страшного, этот этап тоже надо пережить
-
Относитесь к проблеме немного философски и с юмором, не делайте трагедии из-за неудач
-
Приучайте мальчиков писать стоя
Приучаемся к горшку: кто быстрее?
Каждый ребенок — индивидуальность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время. Поэтому и к горшку приучаются одни раньше, другие позже. Это совершенно не означает, что дети, освоившие этот предмет позже, менее сообразительны, усидчивы или хуже других. Нет, просто они другие и у них свой «взгляд» на проблему. Более того, часто бывает, что дети, ранее других приучившиеся к горшку, вдруг начинают бунтовать и наотрез отказываются садиться на него. Очевидно, что сам процесс приучения к горшку зависит от нескольких факторов. В числе них:
Пол ребенка
Девочки по своей грироде более сговорчивы, чем мальчики, и, как правило, их легче уговорить и усадить на горшок. У мальчиков процесс обучения происходит несколько дольше.
Характер
Спокойный ребенок быстрее приучится к горшку, его можно завлечь разговором, игрушкой и таким образом удержать на месте. Шустрый малыш может длительное время отказываться сесть на горшок по одной причине — ему некогда! Ему надо всюду успеть, везде поиграть, во всем принять участие и совершенно не хочется тратить время на скучное сидение на одном месте. Такие дети часто «заигрываются», не добегают до туалета и ходят в мокрых штанишках, даже когда они уже умеют пользоваться горшком.
Формирование осознанного условного рефлекса, какающегося позыва в туалет, обычно происходит в возрасте двух лет (диапазон — с 14 до 24 месяцев). Такой ребенок понимает речь, его можно уговорить, объяснить, заинтересовать процессом. А вот у годовалого малыша даже выработанный рефлекс очень неустойчив и быстро забывается.
Норма или патология?
Крайне сложно определить ту тонкую грань, когда частое мочеиспускание превращается в болезнь. «Если вы заметили слишком частое мочеиспускание ребенка днем или сохраняется ночное непроизвольное мочеиспускание после 3 лет, это может говорить о патологии. Под маской энуреза могут скрываться многие урологические заболевания детей — врожденные аномалии развития мочеполовых путей, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, функциональные нарушения мочеиспускания.
Поэтому, если у ребенка, несмотря на ваши усилия приучить его к горшку, сохраняется неконтролируемое мочеиспускание (днем после 3-летнего возраста, ночью после 5-летнего), ребенка желательно обследовать.
Проблема нарушения мочеиспускания находится на стыке урологии и неврологии, и многие родители оказываются в растерянности, какому специалисту нужно показать малыша. Обследование необходимо начать с уролога, который проведет непосредственный осмотр наружных половых органов у мальчиков, позволяющий исключить такие заболевания, как фимоз, баланопостит, водянка оболочек яичка, неопущение яичка (крипторхизм). В идеале мама каждого мальчика должна показать его урологу в 1 год. У девочек первичный внешний осмотр также может провести уролог. Если у него появятся подозрения на патологию развития мочевыводящей системы, малышку направят на прием к детскому гинекологу.
Также уролог назначит стандартные и недорогие обследования — общий анализ мочи, УЗИ почек и мочевого пузыря с определением количества остаточной мочи. В редких случаях показано выполнение сложного исследования КУ-ДИ — комплексного уродинамического исследования, на основании которого выясняется причина нарушений мочеиспускания. Если по результатам этих исследований урологической патологии выявлено не будет, то тогда необходимо показать ребенка детскому неврологу.
Ребенок в возрасте 2,5-3 лет может не мочиться в течение 2-2,5 часов. Эта величина зависит от многих факторов — емкости мочевого пузыря, количества принимаемой жидкости, температуры окружающей среды, температуры тела самого ребенка. Емкость мочевого пузыря можно рассчитать самому - обычно это 30 мл на 1 год жизни ребенка.
Не ругай, мама!
Процесс приучения малыша к горшку требует от мамы огромной выдержки, терпения и, конечно, любви. Поэтому никогда не ругайте ребенка, если он описался. Конечно, иногда вы можете ощущать тщетность всех попыток усадить кроху на горшок, но в конечном счете, ничто не проходит бесследно. Спустя совсем немного времени он ощутит потребность самому пользоваться горшком, а это уже более высокий уровень развития малыша.
Можно и нужно тренировать мочевой пузырь, учить ребенка терпеть, разумеется, в разумных пределах. Для этого пытайтесь отвлечь ребенка от мысли о мочеиспускании, сделайте вид, что ищете горшок. Это позволит избежать «аварий» во время прогулок, поездок и в самых разных неподходящих ситуациях путем увеличения функциональной емкости мочевого пузыря. Такая тренировка требует от мамы огромного терпения и сил, но результат того стоит.
Выбор горшка
Горшок нужен только для одного: отправления естественных нужд. Он должен быть устойчивым, невысоким, удобным и безопасным. Сегодня производители детских «клозетов» могут предложить мамам огромный и крайне разнообразный выбор, способный удовлетворить самый взыскательный вкус.
Круглый горшок
С круглым отверстием. Недостаток такого горшка заключается в том, что, когда ребенок на него садится, ножки малыша сдвинуты вместе. Это доставляет неудобство мальчикам.
Анатомический горшок
Овальной формы, сзади со спинкой, спереди — специальный выступ для мальчиков. К преимуществам можно отнести удобное сиденье, ребенок находится в положении наездника, ножки расставлены в стороны. Такие горшки одинаково удобны и для девочек, и для мальчиков. С горшком подобной формы лужи на полу вам не грозят.
Горшок-стульчик
Горшок в форме стула с ручками, из которого вынимается резервуар. Такой горшок очень удобен в применении.
Горшок-игрушка
Впереди у таких горшков часто располагается руль, ручка или голова сказочного персонажа. Это создает неудобство для малыша со спущенными штанишками — ему надо полностью снять одежду и перекинуть ногу через горшок, в то время как при использовании анатомического горшка ребенок может приспустить штанишки и, пятясь назад, усесться на горшок. Вставать с такого горшка крохе тоже не слишком удобно. Малыш может упасть, перевернуть горшок на себя, испугаться. Кроме того, ребенок отвлекается на игру с горшком и может полностью забыть о своей задаче.
Музыкальный горшок
Название говорит само за себя — как только ваш ребенок начинает делать свои «маленькие» дела, включается музыкальное сопровождение. Опасность использования таких горшков заключается в том, что у ребенка формируется условный рефлекс на определенную мелодию, и он потом не может писать в другой горшок. Иногда возникают и такие ситуации, когда ребенок слышит «свою» мелодию где-то в неподходящем месте со всеми вытекающими (и в прямом, и в переносном смысле) последствиями. Кроме того, музыка совершенно излишня ночью, во время болезни ребенка, при капризах и плохом настроении. Она может быть неожиданной, испугать малыша и, в конце концов, надоесть.
Музыка, свет и другие подобные «спецэффекты», сопровождающие мочеиспускание малыша, совершенно недопустимы. Ребенка, привыкшего ходить в туалет «под фанфары», весьма сложно будет отучить от этого и заново воспитать навык пользования горшком.
{social}