Зачем малышу ползать?

Зачем малышу ползать?

Зачем малышу ползать?Все родители с нетерпением ждут, когда их ребенок сделает первый самостоятельный шаг. Некоторые мамы и папы всеми силами пытаются научить малыша ходить как можно раньше. И нередко они забывают, что есть одно предусмотренное самой природой и очень развивающее занятие - ползание. Его тоже надо ждать.

ЗАКЛАДКА МЫШЛЕНИЯ

Ползание — один из важнейших этапов развития ребенка на 1-м году жизни. Он последовательно осваивает три простран­ственных измерения: сначала лежит на плоскости, не перемещаясь, затем учится двигаться в горизонтальной плоскости — переворачивается и ползает, и лишь потом осваивает третье измерение — вер­тикаль. Благодаря этому у малыша формируется пространственное мышление, чувство собственного тела. Если здоровый малыш по каким-то при­чинам пропускает период ползания, у не­го вряд ли возникнут сложности с общим интеллектуальным и речевым развитием, однако могут быть трудности с простран­ственным мышлением. Дети, пропустив­шие фазу ползания, часто становятся моторно неловкими: они чаще падают или не могут хорошо сгруппироваться при падении. Нередко возникают трудно­сти с решением геометрических задач.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

В головном мозге новорожденного заложе­на программа его психического и двигатель­ного развития. Ползание — это естественная фаза, которую здоровый, правильно разви­вающийся ребенок всегда проходит. Малыш обязательно поползет, если любящие родите­ли не будут ему мешать. В норме дети начи­нают ползать в интервале от 6,5 до 8 месяцев. Этому предшествуют этапы стояния и раска­чивания на четвереньках. Постепенно кро­ха, «живущий» на полу, обязательно попыта­ется достичь интересующих его предметов: сначала он будет ползать по-пластунски, за­тем появится инстинкт перекрестного дви­жения конечностями (правая рука — левая нога и наоборот).

Если ползание не возникает в нужные сроки, скорее всего, в этот процесс вмешиваются взрослые. Учтите, что между третьим и восьмым месяцами жизни, ребенок на ноги не опирается, поэто­му делать упражнения с опорой на ноги или провоцировать шаговые движения и прыж­ки нельзя. Любые меры, направленные на раннюю вертикализацию, могут привести к тому, что малыш пропустит фазу полза­ния. Не рекомендуется ставить ребенка в хо­дунки и прыгунки. Ранняя стимуляция опо­ры и ходьбы приводит к нарушению осанки, деформации ног, формированию «ходунковой» походки, когда малыш начинает ходить на переднем отделе стопы.

УЧИМСЯ ПОЛЗАТЬ

Главным упражнением для ребенка, начиная с 4-х месяцев жиз­ни, когда он приступает к движению по плоскости, научившись переворачиваться, становится жизнь не в кровати или манеже, а на полу. Дайте малышу возможность ползать, исследуя про­странство квартиры, создайте все условия для формирования познавательного интереса у малыша. Кроме того, пол является абсолютно безопасной поверхностью, в отличие от большой родительской кровати или дивана. Нахождение ребенка в детской кроватке или манеже само по себе провоцирует раннюю вертика­лизацию и довольно быстро становится скучным. Прежде чем «переселить» кроху на пол, уберите на недоступную высоту опасные для ребенка вещи: моющие средства, лекарства, сигареты и пепельницы, все бьющиеся, колющие и режущие предметы, полиэтиленовые пакеты, мелкие детали, провода, на розетки поставьте специальные заглушки.

ВАЖНО! В ползании задействованы те же мышцы, что впоследствии будут участвовать в ходьбе. Стереотипы ползания и ходьбы одинако­вы. Не мешая ребенку ползать, вы создаете пра­вильную основу будущей ходьбы. Пойдет малыш в интервале от ю до 16 месяцев и сделает это самостоятельно. Вам останется только создать для него безопасную среду и не подгонять.

УПРАЖНЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПОЛЗАНИЕ

  1. Возьмите малыша под мышки, по­ставьте ножками на пол, осторож­но наклоните его вниз, побуждая опе­реться о пол руками с раскрытыми ладошками. Когда малыш встанет на четвереньки, поддерживайте его под животик и немного покачайте в таком ; положении.

  2. Можно покачать ребенка на большом мяче, валике или на собственной ноге. Валик можно сделать самим. Для это­го сверните тугим «рулетом» подушку, а затем перевяжите ее веревкой. Глав­ное — дать малышу почувствовать положение «на четвереньках».

    СОВЕТ! Часто сра­батывает нагляд­ный пример. Если у ваших дру­зей есть «ползаю­щие» дети, сходи­те к ним в гости вместе с крохой. Или используйте личный пример: ползайте по полу вместе с малышом.

    Здоровый, правильно развивающийся ребенок всегда проходит фазу ползания. Если этого не происходит в нужные сроки, значит, по всей вероятности, в процесс вмешиваются взрослые. Чтобы малыш вовремя пополз, ему, прежде все­го, не надо мешать этому учиться.

{social}