Книжные полки лучше автоматов
По поводу игровых автоматов я провел два социологических опроса. Первый - семь лет назад, когда школа только открывалась. У нас были пустые зоны отдыха, и их нужно было чем-то заполнить. А тут мне предложили купить игровые автоматы. Мы тогда советовались и с детьми, и с родителями, нужно это школе или нет. Голоса разделились поровну. Тогда, семь лет назад, я не принял решение только потому, что деньги, которые были нужны, чтобы их поставить, не появились. Второй опрос я провел совсем недавно. Картина изменилась.
Тех, кто к этой идее относится негативно, чуть больше. Где-то 65 процентов. На что я принципиально обратил внимание: ребята, которые хотят, чтобы игровые автоматы в школе появились, - это так называемые компьютерные дети. А те, кто считает, что без этого вполне можно обойтись, - дети книжные. Таких, правда, у нас становится все меньше и меньше. Я думаю, что сейчас игровые автоматы у нас не приживутся. Все-таки мы смогли воспитать часть наших детей таким образом, что ценность человеческого общения для них несоразмерно выше машины, сулящей большой куш. У нас бывает такое, что на переменах дети поют под гитару. Как правило, в праздники. Подумав над этим, я решил сделать тематические холлы: в одном стоят гитары, можно подойти на перемене, взять, спеть, в другом - музыкальный центр и стойка с дисками, хочешь послушать музыку - пожалуйста, в третьем холле - книжные стеллажи и так далее.
У нас, кстати, на перемене оба спортивных зала открыты, чтобы желающие могли немного спортивно оторваться. Я думаю, это наш путь. И в этом я вижу альтернативу и компьютерам, и игровым автоматам. В школе есть дети, подверженные этой болезни игромании настолько, что теряют контроль. Я знаю десять - пятнадцать таких случаев. Ради того, чтобы поиграть, им приходится зарабатывать деньги нечестным путем. Кто-то ворует у родителей, кто-то занимается детским рэкетом. Когда начинаешь разбираться, в чем дело, почему произошел тот или иной инцидент, понимаешь, что это уже не просто проблема воспитания, а зависимость, почти наркотическая.
Впрочем, это не значит, что я против того, чтобы игровые автоматы в школе стояли. Наверное, на каком-то этапе жизни школы я бы даже это допустил. Все равно ведь тот, кто хочет играть, будет это делать, так пусть лучше в школе. Под присмотром. Но допустил бы при двух условиях: первое - игры не должны провоцировать жестокость, развивать ненависть к чужому, а второе - прежде, чем автоматы поставить, нужно подготовить сознание детей. Если каким-то образом удастся подготовить ребенка к тем проблемам, которые связаны с игровыми автоматами, это может стать еще одной воспитательной зоной. Но, по моему мнению, в Украине сейчас нет такой школы, где ситуация для этого благоприятна. Мы к этому подошли близко, но нужно еще лет пять, десять, чтобы изменить сознание. Это вещь хорошая, демократичная, но почва еще не подготовлена культурой, которая есть у нас в стране. Поэтому лучше в демократию не играть и автоматы не ставить.
{social}